Характеризуються внутрішні і зовнішні психолого-педагогічні основи інтерактивного навчання старшокласників математики. Здійснюється аналіз діяльності вчителя, цілепокладання, особливостей організації інтерактивного навчання математики. Досліджуються індивідуально-психологічні особливості учнів старшого шкільного віку, що є важливими при інтерактивному навчанні: мотивація навчальної діяльності, особливості спілкування з ровесниками і вчителями, вплив соціонічного типу на ефективну працездатність при роботі в парах та групах.
В статье характеризуются внутренние (связанные с психологическими особенностями учеников и их деятельностью) и внешние (связанные с деятельностью учителя) психолого-педагогические основы интерактивного обучения старшеклассников математике. Осуществляется анализ деятельности учителя, целеполагания, особенностей организации интерактивного обучения математике. Особое внимание уделяется рассмотрению интерактивной компетентности учителя, к которой относятся такие аспекты его деятельности при работе с учащимися старшего школьного возраста: коммуникативный аспект, аспект взаимодействия, информационный аспект. Автор дает профессиональные рекомендации учителям по включению интерактивных форм и методов к уроку математики, рекомендации по планированию своей деятельности. При интерактивном обучении математике выделятся две группы целей: обще-методические цели и цели, связанные интерактивным. Приводится спектр целей, которые достигаются при помощи интерактивного обучения. Исследуются индивидуально-психологические особенности учеников старшего школьного возраста, которые являются важными при интерактивном обучении: мотивация учебной деятельности, особенности общения с ровесниками и учителями, влияние соционического типа на эффективную работоспособность при работе в парах и группах. Обозначается, что эффективная работоспособность в группах будет только в том случае, когда будет обеспечена высокая степень внутренней комфортности. Обеспечить это можно путем объединения учащихся в соционические квадры, в каждой из которых представители характеризуются как общими установками, жизненными ценностями, мировоззрением, так и взаимопониманием, высокой работоспособностью.
The article deals with the internal and external psychological and pedagogical foundations of senior pupils interactive teaching and learning of Mathematics. The author analyzes professional work of the teacher, goal setting, organization features of interactive teaching and learning of Mathematics. The individual psychological characteristics of senior pupils (the motivation of educational activity, the features of communication with their peers and teachers, the influence of personality type on the effective performance in the system of the relationships «pupil-pupil», «pupil-pupil group») are investigated.