ISSN: 2310-8290
Показати скорочений опис матеріалу
dc.contributor.author | Побережна, Лариса Леонідівна | |
dc.date.accessioned | 2017-09-14T10:22:01Z | |
dc.date.available | 2017-09-14T10:22:01Z | |
dc.date.issued | 2001 | |
dc.identifier.citation | Побережна Л. Л. Розвиток естетичної культури студентів музично-педагогічних факультетів засобами української музики : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Лариса Леонідівна Побережна ; наук. кер. В. О. Кудін ; Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова. - Київ, 2001. - 20 с. | ua |
dc.identifier.uri | http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/15548 | |
dc.description.abstract | Основу дисертації складає наукове обгрунтування методичної системи розвитку естетичної культури майбутнього вчителя музики; розроблено компонентний склад естетичної культури, критерії, особливості прояву в педагогічній діяльності. Розкрито можливості українського музичного мистецтва як засобу розвитку естетичної культури особистості. Обгрунтовано і експериментально перевірено педагогічні умови, методику, форми і етапи розвитку естетичної культури студентів у процесі індивідуального музично-виконавського навчання. | ua |
dc.description.abstract | В диссертации исследуется актуальная проблема профессиональной подготовки музыкально-педагогических кадров на основе национальной художественной культуры. Преодоление стереотипных взглядов на украинское музыкальное искусство, реализация его естетически-воспитательного влияния – важное задание подготовки студентов музыкально-педагогических факультетов. Решение этой задачи заключается в необходимости научного обоснования содержания и роли национальных факторов процессе развития эстетической культуры студентов в контексте музыкально-педагогического образования. В результате аналитического исследования дано теоретическое обоснование понятия “эстетическая культура учителя музыки”, разработаны ее содержание, структурные компоненты, критерии развития, особенности проявления ее в педагогической деятельности. Функциональный анализ профессионально-педагогической деятельности позволил определить, что эстетическая культура учителя музыки проявляется: во владении музыкальным материалом школьной программы (информационно-познавательная функция); оценочных подходах к выбору музыкальных произведений для педагогической работы (ориентационно-выборочная функция); в интерпретации музыкальных произведений, предназначенных для слушания и исполнения школьниками (творческо-конструктивная функция); в общении с учениками, строении межличностных отношений (коммуникативно-регулирующая функция). В диссертации раскрыты возможности украинского музыкального искусства как средства развития эстетической культуры студентов в процессе индивидуального музыкально-исполнительского обучения. Анализируя национально-психологическую специфику содержания украинской музыки, искусствоведы подчеркивают “чувственность, рефлексорность, лиризацию мира” (Л.Ф.Корний); лирически-теплую, интимно-бытовую интонацию образного строя (И.Ф.Ляшенко); элегически-мечтательную экспрессивность (Л.Б. Архимович), и т.д. Основу диссертации составляет научное обоснование методической системы развития эстетической культуры будущего учителя музыки. Характерной особенностью организации музыкальной деятельности студентов выступает внедрение в общий процесс индивидуального обучения по специальным дисциплинам элементов групповой формы занятий, которая представлена обзорно-тематическими уроками, проведением музыкально-познавательных игр и дискуссий на темы искусства. Показано, что главными условиями работы со студента- ми являются такие, как: совместное творчество преподавателя и студента по отработке исполнительской концепции; объединение интенсивного и экстенсивного изучения музыкальных произведений. Проекция эстетической культуры на профессиональную педагогическую деятельность происходила благодаря таким условиям, как приобщение к самоконтролю студентов и их творческое самовыражение в практике. Анализ реакции школьников на репертуар, исполнение музыки, словесную интерпретацию давал возможность студентам выяснить недостатки собственных эстетически-творческих действий. В результате исследования разработана методическая система, которая включает методы, педагогические условия, формы организации и этапы процесса развития эстетической культуры студентов. Анализ данных проведенного эксперимента подтверждает результативность этапного развития эстетической культуры будущего учителя музыки, стратегия которого предусматривает последовательное повышение уровня эстетически-творческого самовыражения и эстетического самоконтроля студентов в такой последовательности: первый этап, суть которого заключается в расширении фактических знаний студентов украинской музыки; второй этап, направленный на активизацию познания украинской музыки; третий этап, подчиненный отработке навыков эстетического самоконтроля студентов в процессе музыкально-воспитательной работы со школьниками в системе педагогической практики. Эффективной формой развития эстетической культуры студентов в процессе преподавания музыкально-исполнительских дисциплин по результатам исследования определена индивидуальная работа, обогащенная элементами групповых занятий (обзорно-тематические уроки, познавательные игры, музыкальные дискуссии, коллективное оценивание художественных явлений и т. д.). Важное значение приобретает усовершенствование форм педагогической практики (диалоговые концерты со школьниками, проведение национальных праздников, музыкальные соревнования). Проверка результативности проведенной исследовательско-экспериментальной работы происходила на основе сравнительного анализа уровней развития эстетической культуры студентов экспериментальной и контрольной групп. | ua |
dc.description.abstract | The essential principle of the thesis is scientific substantiation of esthetic culture of a whold be teacher of music; its structure and conditions of effective functioning are worked out. The thesis snows the potentialities of Ukrainian musical art of the development of esthetic culture of a personality. It proves and experimentally verifies pedagogical conditions and principles of raising the effectiveness of training of students for musical-pedagogical work. | ua |
dc.language.iso | uk | ua |
dc.publisher | Редакційно-поліграфічний сектор відділу НТПІ БДАУ | ua |
dc.subject | педагогічна діяльність | ua |
dc.subject | естетична культура | ua |
dc.subject | національно-стильові засади | ua |
dc.subject | інтерпретація | ua |
dc.subject | емоційно-естетичне сприймання | ua |
dc.subject | педагогическая деятельность | ua |
dc.subject | педагогическая деятельность | ua |
dc.subject | эстетическая культура | ua |
dc.subject | национально-стилевые основы | ua |
dc.subject | интерпретация | ua |
dc.subject | эмоционально-эстетическое восприятие | ua |
dc.subject | pedagogical activity | ua |
dc.subject | aesthetic culture | ua |
dc.subject | national-stylistic principles | ua |
dc.subject | interpretation | ua |
dc.subject | emotional-esthetic perception | ua |
dc.subject.classification | 378.036:78(477) | ua |
dc.title | Розвиток естетичної культури студентів музично-педагогічних факультетів засобами української музики | ua |
dc.type | Other | ua |