Основу дисертації складає наукове обгрунтування методичної системи розвитку естетичної культури майбутнього вчителя музики; розроблено компонентний склад естетичної культури, критерії, особливості прояву в педагогічній діяльності. Розкрито можливості
українського музичного мистецтва як засобу розвитку естетичної культури особистості. Обгрунтовано і експериментально перевірено педагогічні умови, методику, форми і етапи розвитку
естетичної культури студентів у процесі індивідуального музично-виконавського навчання.
В диссертации исследуется актуальная проблема профессиональной подготовки музыкально-педагогических кадров на основе национальной художественной культуры.
Преодоление стереотипных взглядов на украинское музыкальное искусство, реализация его естетически-воспитательного влияния – важное задание подготовки студентов музыкально-педагогических факультетов. Решение этой задачи заключается в необходимости
научного обоснования содержания и роли национальных факторов процессе развития эстетической культуры студентов в контексте музыкально-педагогического образования.
В результате аналитического исследования дано теоретическое обоснование понятия
“эстетическая культура учителя музыки”, разработаны ее содержание, структурные компоненты, критерии развития, особенности проявления ее в педагогической деятельности.
Функциональный анализ профессионально-педагогической деятельности позволил определить, что эстетическая культура учителя музыки проявляется: во владении музыкальным материалом школьной программы (информационно-познавательная функция); оценочных подходах к выбору музыкальных произведений для педагогической работы (ориентационно-выборочная функция); в интерпретации музыкальных произведений, предназначенных
для слушания и исполнения школьниками (творческо-конструктивная функция); в общении с
учениками, строении межличностных отношений (коммуникативно-регулирующая функция).
В диссертации раскрыты возможности украинского музыкального искусства как
средства развития эстетической культуры студентов в процессе индивидуального музыкально-исполнительского обучения. Анализируя национально-психологическую специфику содержания украинской музыки, искусствоведы подчеркивают “чувственность, рефлексорность, лиризацию мира”
(Л.Ф.Корний); лирически-теплую, интимно-бытовую интонацию образного строя
(И.Ф.Ляшенко); элегически-мечтательную экспрессивность (Л.Б. Архимович), и т.д.
Основу диссертации составляет научное обоснование методической системы развития
эстетической культуры будущего учителя музыки. Характерной особенностью организации
музыкальной деятельности студентов выступает внедрение в общий процесс индивидуального обучения по специальным дисциплинам элементов групповой формы занятий, которая
представлена обзорно-тематическими уроками, проведением музыкально-познавательных
игр и дискуссий на темы искусства. Показано, что главными условиями работы со студента-
ми являются такие, как: совместное творчество преподавателя и студента по отработке исполнительской концепции; объединение интенсивного и экстенсивного изучения музыкальных произведений. Проекция эстетической культуры на профессиональную педагогическую
деятельность происходила благодаря таким условиям, как приобщение к самоконтролю студентов и их творческое самовыражение в практике. Анализ реакции школьников на репертуар, исполнение музыки, словесную интерпретацию давал возможность студентам выяснить
недостатки собственных эстетически-творческих действий.
В результате исследования разработана методическая система, которая включает методы, педагогические условия, формы организации и этапы процесса развития эстетической
культуры студентов. Анализ данных проведенного эксперимента подтверждает результативность этапного развития эстетической культуры будущего учителя музыки, стратегия которого предусматривает последовательное повышение уровня эстетически-творческого самовыражения и эстетического самоконтроля студентов в такой последовательности: первый
этап, суть которого заключается в расширении фактических знаний студентов украинской
музыки; второй этап, направленный на активизацию познания украинской музыки; третий
этап, подчиненный отработке навыков эстетического самоконтроля студентов в процессе
музыкально-воспитательной работы со школьниками в системе педагогической практики.
Эффективной формой развития эстетической культуры студентов в процессе преподавания музыкально-исполнительских дисциплин по результатам исследования определена
индивидуальная работа, обогащенная элементами групповых занятий (обзорно-тематические
уроки, познавательные игры, музыкальные дискуссии, коллективное оценивание художественных явлений и т. д.).
Важное значение приобретает усовершенствование форм педагогической практики (диалоговые концерты со школьниками, проведение национальных праздников, музыкальные соревнования).
Проверка результативности проведенной исследовательско-экспериментальной работы происходила на основе сравнительного анализа уровней развития эстетической культуры студентов экспериментальной и контрольной групп.
The essential principle of the thesis is scientific substantiation of esthetic culture of a whold
be teacher of music; its structure and conditions of effective functioning are worked out. The thesis snows the potentialities of Ukrainian musical art of the development of esthetic culture of a personality. It proves and experimentally verifies pedagogical conditions and principles of raising the effectiveness of training of students for musical-pedagogical work.