Цифровий репозитарій
Українського державного університету
імені Михайла Драгоманова

Розвиток розумової діяльності старшокласників у процесі вивчення алгебри та початків аналізу з використанням інформаційних технологій

ISSN: 2310-8290

Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Зайцева, Тетяна Василівна
dc.date.accessioned 2017-09-14T10:20:40Z
dc.date.available 2017-09-14T10:20:40Z
dc.date.issued 2001
dc.identifier.citation Зайцева Т. В. Розвиток розумової діяльності старшокласників у процесі вивчення алгебри та початків аналізу з використанням інформаційних технологій : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Тетяна Василівна Зайцева ; наук. кер. М. І. Жалдак ; Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова. - Київ, 2001. - 17 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/15547
dc.description.abstract У дисертації запропоновано науково обґрунтовану систему прийомів та методику формування і розвитку розумової діяльності учнів 10-11 класів середньої школи при вивченні алгебри та початків аналізу в умовах широкого використання нових інформаційних технологій та з врахуванням системи психолого-педагогічних та методико-дидактичних закономірностей розвивального навчання. Розкрито питання використання деяких психолого-педагогічних теорій при навчанні учнів на основі НІТ, зокрема теорії діяльності та поетапного формування розумових дій; проведено аналіз дидактичних принципів, яким повинні задовольняти програмно-педагогічні засоби. ua
dc.description.abstract В диссертации представлена научно обоснованная система приѐмов, методика формирования и развития умственной деятельности учеников 10-11 классов средней школы при изучении алгебры и начал анализа в условиях широкого использования информационных технологий и с учетом психолого-педагогических и методико-дидактических закономерностей развивающего обучения. В диссертации раскрыт вопрос об использовании некоторых психолого-педагогических теорий при обучении учеников на основе НИТ, в частности, теории деятельности и теории поэтапного формирования умственных действий. Учитывая реальные возможности информатизации школьного образования и влияния этого процесса на методическую систему обучения математики, выходят на первый план факторы, эффективность которых может быть усилена в процессе обучения. К приоритетным факторам можно отнести: развитие мотивации, поисковой деятельности, мышления и умственных приемов; усиление интереса к предмету. В условиях рационального соединения различных организационных форм обучения на основе НИТ повышается эффективность использования активных методов обучения: индивидуализации, дифференциации обучения, развитие самостоятельности учеников, дальнейшее повышение наглядности абстрактных математических понятий, увеличение арсенала способов познавательной деятельности, овладение современными методами научного познания, расширения круга задач и проведение исследовательских работ. Не отбрасывая специфики НИТ, мы думаем, что они подчинятся той же самой системе дидактических принципов, что и традиционные формы обучения, но при условии, что система таких принципов и содержание каждого из них скорректированы на основе современных психолого-педагогических данных. В диссертации раскрыт вопрос о пересмотре дидактических принципов и наполнения их таким содержанием, которое позволит конструктивно использовать их в любых ситуациях. Речь идет о таких дидактических принципах, как принцип научности, наглядности, последовательности, доступности, принцип индивидуального подхода и активного включения учащихся в учебно-познавательный процесс. Подход к обучению как к деятельности означает, что в процессе обучения необходимо формировать определенные виды познавательной активности. При этом особое внимание заслуживает требование к обучающим программам – программы должны быть ориентированы на формирование определенных знаний путем включения учащихся в соответствующие виды деятельности. С помощью новых технологий учащиеся овладевают умениями и навыками как репродуктивного, так и творческого характера. Поэтому обучающие программы должны иметь определенный набор заданий, специально рассчитанный на включение учеников в предварительно определенные виды деятельности. Основной структурной единицей деятельности есть действие, либо умственное, либо практическое. Использование НИТ дает возможность проконтролировать у каждого ученика процесс формования отдельных действий, последовательность выполнения и их полноту. Для компьютерной поддержки школьного курса алгебры и начал анализа использовались программы GRAN1, DERIVE. Данные программы просты в использовании, оснащены удобным интерфейсом, контекстно-зависимой помощью, не требуют от пользователя значительного объема специальных знаний. При разработке методики обучения курса алгебры и начал анализа с использованием компьютерных технологий был применен дифференцированный подход на определенных этапах урока. Во время введения нового понятия учитель, в основном, работает со всем классом. При закреплении материала ученики могут перейти к дифференцированной самостоятельной работе. Особенность такой работы с использованием компьютера заключается в том, что группы учеников получают не только разные задания, как при традиционном обучении, но и могут использовать разные методы решения задач. Экспериментальная работа касательно данного исследования проводилась в течение 1991-2000 годов. В экспериментальной работе брали участие около 400 учащихся 10-11 классов средних школ и лицеев. Эффективность разработанной методики обучения алгебры и начал анализа с использованием НИТ для развития приемов умственной деятельности учеников определялась при помощи статистических методов. Для статистической обработки результатов контрольных работ использовались критерии Колмогорова и Пирсона. ua
dc.description.abstract In the dissertation is submitted the scientifically grounded system of the ways, methods for formation and development of intellectual activity of the schoolboys 10-11 classes of secondary school at study of algebra and beginnings of the analysis in conditions of wide use of new information technologies and with the account psychology-pedagogical, methodical and didactic laws of developing teaching. The question of use of some psychology-pedagogical theories is opened at training the schoolboys on a basis NIT, in particular, theory of activity and of stage of formation of intellectual actions; the analysis didactic of principles is given which should satisfy programming and pedagogical means with. ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher Видавничий відділ Херсонського державного педагогічного університету ua
dc.subject нові інформаційні технології ua
dc.subject математичне та інформаційне моделювання ua
dc.subject розумова діяльність ua
dc.subject загальні та специфічні розумові дії ua
dc.subject прикладна спрямованість ua
dc.subject психодіагностика ua
dc.subject новые информационные технологии ua
dc.subject математическое и информационное моделирование ua
dc.subject умственная деятельность ua
dc.subject общие и специфические умственные действия ua
dc.subject прикладная направленность ua
dc.subject психодиагностика ua
dc.subject new information technologies ua
dc.subject mathematical and information modeling ua
dc.subject intellectual activity ua
dc.subject general and specific intellectual actions ua
dc.subject applied orientation ua
dc.subject psychodiagnostics ua
dc.subject.classification 372.851.9 ua
dc.title Розвиток розумової діяльності старшокласників у процесі вивчення алгебри та початків аналізу з використанням інформаційних технологій ua
dc.type Other ua


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу