У дисертації запропоновано науково обґрунтовану систему прийомів та методику
формування і розвитку розумової діяльності учнів 10-11 класів середньої школи при
вивченні алгебри та початків аналізу в умовах широкого використання нових
інформаційних технологій та з врахуванням системи психолого-педагогічних та
методико-дидактичних закономірностей розвивального навчання.
Розкрито питання використання деяких психолого-педагогічних теорій при навчанні
учнів на основі НІТ, зокрема теорії діяльності та поетапного формування розумових
дій; проведено аналіз дидактичних принципів, яким повинні задовольняти
програмно-педагогічні засоби.
В диссертации представлена научно обоснованная система приѐмов, методика
формирования и развития умственной деятельности учеников 10-11 классов средней
школы при изучении алгебры и начал анализа в условиях широкого использования
информационных технологий и с учетом психолого-педагогических и
методико-дидактических закономерностей развивающего обучения.
В диссертации раскрыт вопрос об использовании некоторых
психолого-педагогических теорий при обучении учеников на основе НИТ, в
частности, теории деятельности и теории поэтапного формирования умственных
действий. Учитывая реальные возможности информатизации школьного образования
и влияния этого процесса на методическую систему обучения математики, выходят на
первый план факторы, эффективность которых может быть усилена в процессе
обучения. К приоритетным факторам можно отнести: развитие мотивации, поисковой
деятельности, мышления и умственных приемов; усиление интереса к предмету. В
условиях рационального соединения различных организационных форм обучения на
основе НИТ повышается эффективность использования активных методов обучения:
индивидуализации, дифференциации обучения, развитие самостоятельности учеников,
дальнейшее повышение наглядности абстрактных математических понятий,
увеличение арсенала способов познавательной деятельности, овладение
современными методами научного познания, расширения круга задач и проведение
исследовательских работ.
Не отбрасывая специфики НИТ, мы думаем, что они подчинятся той же самой системе
дидактических принципов, что и традиционные формы обучения, но при условии, что
система таких принципов и содержание каждого из них скорректированы на основе
современных психолого-педагогических данных. В диссертации раскрыт вопрос о
пересмотре дидактических принципов и наполнения их таким содержанием, которое
позволит конструктивно использовать их в любых ситуациях. Речь идет о таких
дидактических принципах, как принцип научности, наглядности, последовательности,
доступности, принцип индивидуального подхода и активного включения учащихся в
учебно-познавательный процесс.
Подход к обучению как к деятельности означает, что в процессе обучения необходимо
формировать определенные виды познавательной активности. При этом особое
внимание заслуживает требование к обучающим программам – программы должны
быть ориентированы на формирование определенных знаний путем включения
учащихся в соответствующие виды деятельности. С помощью новых технологий
учащиеся овладевают умениями и навыками как репродуктивного, так и творческого
характера. Поэтому обучающие программы должны иметь определенный набор
заданий, специально рассчитанный на включение учеников в предварительно
определенные виды деятельности. Основной структурной единицей деятельности есть
действие, либо умственное, либо практическое. Использование НИТ дает возможность
проконтролировать у каждого ученика процесс формования отдельных действий,
последовательность выполнения и их полноту.
Для компьютерной поддержки школьного курса алгебры и начал анализа
использовались программы GRAN1, DERIVE. Данные программы просты в
использовании, оснащены удобным интерфейсом, контекстно-зависимой помощью, не
требуют от пользователя значительного объема специальных знаний.
При разработке методики обучения курса алгебры и начал анализа с использованием
компьютерных технологий был применен дифференцированный подход на
определенных этапах урока. Во время введения нового понятия учитель, в основном,
работает со всем классом. При закреплении материала ученики могут перейти к
дифференцированной самостоятельной работе. Особенность такой работы с
использованием компьютера заключается в том, что группы учеников получают не
только разные задания, как при традиционном обучении, но и могут использовать
разные методы решения задач.
Экспериментальная работа касательно данного исследования проводилась в течение
1991-2000 годов. В экспериментальной работе брали участие около 400 учащихся
10-11 классов средних школ и лицеев.
Эффективность разработанной методики обучения алгебры и начал анализа с
использованием НИТ для развития приемов умственной деятельности учеников
определялась при помощи статистических методов. Для статистической обработки
результатов контрольных работ использовались критерии Колмогорова и Пирсона.
In the dissertation is submitted the scientifically grounded system of the ways, methods for
formation and development of intellectual activity of the schoolboys 10-11 classes of
secondary school at study of algebra and beginnings of the analysis in conditions of wide use
of new information technologies and with the account psychology-pedagogical, methodical
and didactic laws of developing teaching.
The question of use of some psychology-pedagogical theories is opened at training the
schoolboys on a basis NIT, in particular, theory of activity and of stage of formation of
intellectual actions; the analysis didactic of principles is given which should satisfy
programming and pedagogical means with.