Дисертацію присвячено питанням формування естетичної культури майбутніх
учителів початкових класів. Проаналізована сутність естетичної культури та її компонентів
(інформаційного, емоційно-почуттєвого, діяльнісного). Обґрунтовано виховний вплив
декоративно-ужиткового мистецтва на особистість майбутнього вчителя.
Визначені критерії та рівні сформованості естетичної культури майбутніх учителів
початкових класів з урахуванням рівня сформованості кожного компоненту. Розроблені й
апробовані педагогічні умови та визначені етапи методики формування естетичної культури
засобами декоративно-ужиткового мистецтва. Такими етапами є: підготовчий,
ціннісно-орієнтаційний, інформаційно-пізнавальний, художньо-творчий, діяльнісно-творчий.
Диссертация посвящена вопросам формирования эстетической культуры будущих
учителей начальных классов. Проанализирована сущность эстетической культуры и ее
компонентов (информационного, чувственно-эмоционального и деятельностного).
Обоснована воспитательная роль декоративно-прикладного искусства как важной
художественной ценности, которая выполняет многочисленные функции: познавательную,
коммуникативную эстетическую и др. Осуществленный анализ многочисленных
определений понятия ―декоративно-прикладное искусство обусловил необходимость
уточнения его дефиниции. Было установлено, что средства декоративно-прикладного
искусства оказывают воспитательное воздействие на формирование эстетической культуры
будущего учителя начальных классов только в их единстве. Декоративно-прикладное
искусство рассматривается как неотъемлемая часть народной педагогики, наряду с
традициями, обычаями, обрядами, производительным трудом, общественным мнением,
фольклором.
Определены критерии и уровни сформированности эстетической культуры будущих
учителей начальных классов с учетом уровней сформированности каждого из компонентов.
Разработаны и апробированы педагогические условия эффективного использования
средств декоративно-прикладного искусства в воспитании эстетической культуры будущих
учителей начальных классов, а именно: осознание студентами места и роли
декоративно-прикладного искусства как морально-эстетического средства обогащения
духовной культуры личности; соблюдение технологии формирования эстетической
культуры; учет уровней сформированности у студентов информационного,
чувственно-эмоционального, деятельностного компонентов эстетической культуры;
направленность студентов на эстетическое оформление окружающей среды; формирование
потребности передачи приобретенного опыта эстетической деятельности школьникам;
привлечение студентов к произведениям устного народного творчества, обычаев, обрядов,
традиций украинского народа.
Определены этапы разработанной технологии: подготовительный,
ценностно-ориентационный, информационно-познавательный, художественно-творческий,
деятельностно-творческий. Подготовительный этап направлен на подготовку к организации
учебных занятий. Ценностно-ориентационный этап имеет целью создание
положительно-эмоционального отношения к овладению знаниями, к процессу творчества.
Информационно-познавательный связан с формированием знаний о национальной культуре
и декоративно-прикладном искусстве. На художественно-творческом этапе формируется
опыт практической и творческой деятельности. Деятельностный этап предусматривает
формирование у студентов педагогических умений организации художественно-творческой
деятельности учащихся начальных классов.
Предложенная технология используется при проведении занятий курса
―Декоративно-прикладное искусство Украины (для специальности ―Начальное обучение и
изобразительное искусство) и аналогичного спецсеминара (для других специальностей
психолого-педагогического факультета).
Использование научно обоснованной и экспериментально проверенной технологии
применения средств декоративно-прикладного искусства, дает возможность повысить
эффективность формирования эстетической культуры и национального достоинства
будущих учителей, подготовки их к реализации задач национального воспитания детей в
общеобразовательных учебно-воспитательных учреждениях.
The work is dedicated to the problems of the formation of the aesthetic culture of future
teachers of primary forms. The essence of the aesthetic culthure and its components (information,
emotional-sensitive, activity) is analysed. The educational influence of the decorative-applied art
on the future teachers personality is founded.
The criteria and levels of the aesthetic culture formation of future teachers of primary forms,
taking into account the development of each component, are determined. The pedagogical
conditions of the aesthetic culture formation by means of the decorative-applied art are worked out
and officially approved. The stages of the developed technology of the aesthetic culture formation
(preliminary, value-orientated, information-cognitive, art-creative, activity-creative) are determined.