Дисертація присвячена проблемі формування основ педагогічної техніки майбутніх фахівців
дошкільного виховання як важливої складової їх професійної майстерності. У дослідженні
представлено структуру педагогічної техніки вихователя дитячого садка в сучасній професіограмі
педагога дошкільного закладу. Визначено зміст педагогічних умінь фахівця дошкільного виховання з
урахуванням специфіки професійної діяльності. Апробовані авторська програма та методика
формування основ педагогічної техніки у майбутніх вихователів дитячого садка.
Підтверджено ефективність запропонованої моделі поетапного формування професійних умінь
у студентів дошкільного факультету із застосуванням адекватних меті та завданням навчання форм,
інтерактивних методів.
Подані методичні рекомендації для викладачів вищих навчальних закладів щодо формування
основ педагогічної техніки в майбутніх фахівців дошкільного виховання. Визначені важливі аспекти
досліджуваної проблеми, які потребують подальшого вивчення.
Диссертация посвящена проблеме формирования основ педагогической техники будущих
специалистов дошкольного воспитания как важной составляющей их профессионального мастерства.
Теоретически изучено проблему исследования, выяснено состояние еѐ практического решения.
Обосновывается понятие “педагогическая техника” воспитателя детского сада как совокупность
профессиональных умений, которые обеспечивают успешное выполнение типичных задач
деятельности педагога, а также являются средствами его самовыражения и самореализации как целостной личности в процессе взаимодействия с воспитанниками. Умения педагогической техники
рассматриваются как важный блок профессиограмы современного воспитателя детского сада.
Основными структурными компонентами педагогической техники определяются три группы
умений: 1) умения самопрезентации педагога: а) умение создавать эстетически выразительный и
привлекательный внешний вид – осанка, одежда, обувь, причѐска и т.п.; б) умение невербального
взаимодействия – мимика, пантомимика, жестика, такесика, визуальный контакт; в) умение
психотехники – анализ и руководство психофизическим состоянием своего организма; понимание
психического состояния воспитанников; умение адекватно выражать свои чувства; логическая
последовательность выполнения действий и выбор темпа своей деятельности; г) умение вербального
взаимодействия – техника речи, коммуникативные качества речи; 2) умения взаимодействия с
воспитанниками: а) психолого-педагогические – аналитические, проективные, конструктивные,
организационные, коммуникативные; б) частно-методические – учить рисовать, лепить и т.п.; в)
специальные – рисовать, петь и т.п.; г) творческие – генерировать нестандартные идеи, использовать
специальные приѐмы технологии творчества ТРИЗ в процессе развязывания профессиональных задач,
организовывать творческую деятельность воспитанников и т.п.; 3) умения самосовершенствования
педагогической техники: а) аналитические – анализировать и оценивать уровень сформированности
своей педагогической техники, замечать причины недостаточной сформированности тех или иных
умений; б) проективно-конструктивные – умение поставить цель, разработать план
усовершенствования педагогических умений, отобрать эффективные методы и способы, адаптировать
их к индивидуальным особенностям и потребностям; в) гностические – совершать целенаправленный
поиск необходимой информации о способах совершенствования умений; г)
побудительно-организационные – организовать реализацию созданного плана совершенствования
своих умений.
На основании анализа психолого-педагогической литературы по проблеме формирования
основ педагогической техники у будущих воспитателей детского сада разработаны критерии
диагностирования (мотивационный, теоретический, коммуникативный, методический) и уровни
проявления умений (высокий, средний и низкий) у будущих специалистов дошкольного воспитания.
С целью развития и совершенствования умений педагогической техники у будущих
воспитателей детского сада была разработана учебная программа курса “Основы педагогического
мастерства” и методика ее реализации базирующаяся на принципах андрогогики и конструктивизма.
Процесс формирования профессиональных умений воспитателя детского сада представлен в виде
модели, которая содержит три этапа: 1) теоретико-поисковый; 2)практически-поисковый; 3)
деятельно-творческий.
В процессе экспериментальной работы выделены условия успешного формирования
педагогических умений: а) соблюдение принципов системности и последовательности в усвоении
20
знаний и выработке умений; б) наличие педагогических знаний и желания применять их на практике;
в) целесообразность объединения разных форм и методов обучения с учѐтом индивидуальных
особенностей, интересов и потребностей студентов; г) самостоятельная работа студентов дома
соответственно плана самовоспитания, разработанного вместе с преподавателем; д) тесная
взаимосвязь содержания, форм, методов обучения и самостоятельной работы студентов.
Экспериментально доказано, что построение обучения соответственно разработанной
программы и методики эффективно влияет на процесс формирования основ педагогической техники
будущих воспитателей. По результатам формирующего эксперимента студентов с высоким уровнем
проявления педагогических умений увеличилось в 3,8 раза, а с низким сократилось в 2,6 раза.
В работе представлены методические рекомендации по формированию основ педагогической
техники будущих специалистов дошкольного воспитания для преподавателей высших учебных
заведений.
The thesis is devoted to the problem of the formation of the future nursery instructors’ basis of
pedagogical technology as an important part of their professional skills. The thesis represents the structure of
the pedagogical technology in a modern professiogram of a nursery school teacher. If determines the contents
of pedagogical skills of the specialists of preschool education talking into consideration the specificity of the
professional activity. The authors programmer and methods of formation of the future nursery instructors’
basis of pedagogical technology is tested.
This work confirms the effectiveness of the model proposed by the author of the formation of the basic
of pedagogical technology of students of the preschool education to the purpose and tasks of education and
interactive ways of activity and methods.
The methodical recommendations for teachers of higher educational establishments according to the
forms of teaching of the future nursery school specialists are given in this work. The very important aspects of
an investigated problem which are in need of further studying.