У дисертації розглянуто історичні аспекти та наукові передумови формування
національної самосвідомості молоді. Обгрунтовано необхідність використання народних
свят як засобу формування національної самосвідомості; виявлено критерії і рівні її
сформованості та досліджено стан національної самосвідомості сучасного студентства.
Розроблено програму й методику експериментального формування в умовах вивчення
предмета “Українське народознавство” та спецкурсу “Театралізація українського народного
свята”. Подано результати формуючого експерименту, що свідчать про ефективність
дослідно-експериментальної роботи за умов: наявності у студентів позитивної пізнавальної
мотивації; глибокого осмислення ними змісту, форм і функцій національно–культурного
досвіду, що міститься в народних звичаях, обрядах і святах; активізації уваги та сприйняття
учасниками свята ритуальної символіки народного святкового дійства, що має глибоке
історичне коріння та справляє на них посилений виховний вплив; забезпечення практичної
участі студентів у театралізації народних свят шляхом залучення їх до творчої діяльності на
всіх етапах організації, підготовки та проведення святкового дійства.
На основі аналізу результатів дослідження виявлено шляхи підвищення ефективності
виховної роботи з молоддю, викладено методичні рекомендації щодо залучення студентів
мистецько – педагогічних спеціальностей до організації, підготовки та проведення народних
свят.
Актуальность исследования обусловлена изменением общественно-политического
статуса Украины, объективной необходимостью повышения уровня национального
самосознания ее граждан, сохранения ими украинской культуры.
Национальное самосознание рассматривается как результат воспитания личности,
который характеризуется осознанием ею своих национальных корней, истории, культуры, еѐ
самобытности, особенностей ментальности своего рода, национальности, их добронравия и
ценностей, определяющих национальный идеал, а также еѐ место и роль в процессах
построения государства.
В диссертации рассмотрены исторические аспекты и научные предпосылки
формирования национального самосознания молодежи. Представлен обзор философской,
исторической, научно – педагогической и психологической литературы по данной проблеме.
Обоснована необходимость использования народных обрядов и праздников как
средства формирования национального самосознания. Выявлены критерии и уровни его
сформированости, которыми являются: а) осознание личностью своей национальной
принадлежности (М.Й.Боришевский, Г.Т.Кловак В.А.Мандрагеля, Л.И.Мацько); б) владение
языком своей нации и уважительное отношение к нему (В.П.Иванишин, Л.И.Мацько,
Я.К.Радевич-Винницкий, И.П.Ющук); в) знание истории своей национальной общности,
умение делать адекватные виводы и действовать в соответствии с ними (Антонюк О.В.,
Е.Ф.Маланюк, Ю.Д.Руденко); г) владение национальной культурой, участие в еѐ розвитии
(Ю.П.Елисовенко, И.И.Огиенко, Д.А.Тхоржевский,); д) понимание сущности национального
интереса и готовность действовать в соответствии с ним (О.И.Бойко, В.К.Винниченко,
Я.Р.Дашкевич); е) ощущение собственной ответственности за судьбу нации, народа, “чувство
единой семьи” (М.Й.Боришевский, П.Г.Тичина, Д.А.Тхоржевский); ж) самокритичное
отношение к национальным недостаткам и действия по их самоискоринению в собственном
поведении, психологии, привычках, жизни (Ю.П.Елисовенко, Ю.Д.Руденко,
Д.А.Тхоржевский,).
На основе данных критериев исследовано состояние сформированости
национального самосознания современного студенчества. Результаты констатирующего этапа
исследования убеждают в необходимости проведения формирующего эксперимента.
Автором разработана программа и методика формирования в условиях
изучения предмета “Украинское народоведенье” и спецкурса “Театрализация украинского
народного праздника”.
В соответствии с программой студенты в процессе работы знакомятся не только с
теоретическим материалом, но и с практическими примерами театрализации украинских
народных праздников, в результате чего подходят вплотную к самостоятельному созданию,
вначале, литературной основы праздника – сценария, а потом переходят к его воплощению
на конкретных праздничных площадках своего региона. В процессе работы над
театрализацией праздника студенты лучше усваивают национально–культурный опыт.
В ходе исследования выявлены факторы и педагогические условия
эффективности процесса формирования, которыми являются: а) наличие у студентов
положительной познавательной мотивации; б) глубокое осмысление ими содержания, форм и
функций национально-культурного опыта, который является неотъемлемой частью народных
обычаев, обрядов и праздников; в) активизации внимания и восприятия участниками
праздничного народного действия, которое имеет глубокие исторические корни и производит
на них усиленное воспитательное воздействие; г) обеспечение практического участия
студентов в театрализации народных праздников путѐм вовлечения их в творческую
деятельность на всех этапах организации, подготовки и проведения праздничного действия.
В процессе исследования проведена экспериментальная проверка разработанной
программы и методики формирования национального самосознания средствами
театрализации украинских народных обрядов и праздников.
Для успешной реализации творческих замыслов студентов автором заблаговременно
даны методические рекомендации по организации, подготовке и проведению
народных обрядов и праздников.
Результаты формирующего эксперимента свидетельствуют о том, что
целенаправленное включение студентов в творческий процесс создания
театрализации украинского народного праздника, а также его сценическое
воплощение на конкретных праздничных площадках способствует повышению
у них уровня национального самосознания.
В заключении автором даны основные выводы и предложения по усовершенствованию
процесса формирования национального самосознания студентов
художественно–педагогических специальностей высших учебных заведений Украины.
Historical aspects and scientific premises of formation of national self-conciousness in youth
had been considered. The need for use of folk festivals as the means of formation of national
self-conciousness had been substantiated ;criteria and levels of its development had been defined and
the level of self-conciousness of modern students had been researched.
The program and methods of experimental formation in the process of leaning of the subject
“Ukrainian folk studies” and the special course “Theatrical presentation of Ukrainian Folk Studies” is
developed. The results of a forming experiment which testifies to the effectiveness of a
research-experimental work under conditions of: student’ positive cognitive motivation; profound
comprehension of contents, forms and functions of national-cultural experience, which is contained
in the national traditions, habits, rites and festivals; activization of apprehension and perception by
the participants of a ritual symbolism of folk festival event, which has deep historical roots and
produces an intensified educational influence; provision of a practical participation of students in
theatrical presentations of folk festival by way of their envolvement in the creative activity at all
stages of organization, preparation and conducting of a festival event have been presented.
On the basis of analysis of the results of research the ways of improvement of effectiveness of
educational work with youth are defined, the recommendations on envolvement of students of art and
pedagogical specialities in organization, preparation and conducting of festivals are given.