У дисертації обгрунтовуються теоретико-методичні засади підготовки студентів
педагогічних факультетів до прогностичної діяльності, система формування у них прогностичних
знань та вмінь.
У роботі досліджено зміст та структуру інтегративного прогностичного вміння майбутнього
вчителя початкових класів, структурні компоненти його готовності до прогностичної діяльності,
педагогічні чинники, які сприяють ефективному формуванню прогностичних умінь та їх
взаємозв`язок із спеціальними прогностичними здібностями.
Запропоновано методичні рекомендації щодо вдосконалення професійної підготовки
студентів педагогічних факультетів.
Диссертационное исследование посвящено изучению проблемы подготовки
студентов педагогических факультетов к педагогическому прогнозированию. Экспериментально
обосновано, что в существующей системе профессионального обучения учителей начальных
классов в вузе отсутствует их целостная подготовка к прогностической деятельности.
В диссертации исследованы теоретико-методологические основы подготовки
будущих учителей начальных классов к прогностической деятельности, система формирования
прогностических умений, пути перехода от ситуативного к прогностически ориентированному и
научно-обоснованному управлению педагогической деятельностью.
Готовность будущего учителя к прогнозированию рассматривается как результат
специальной профессиональной подготовки, которая включает положительное отношение к
реализации прогностических функций, соответствующие мотивы, профессиональные знания и
умения, качества личности, необходимые для выполнения этой деятельности. Основными
показателями готовности к прогностической деятельности в работе выделены отношение к этому
виду деятельности (мотивационная активность), качество специальной психоло-педагогической
подготовки, уровень сформированности прогностических умений, уровень развития
прогностических способностей. В диссертационном исследовании разработана система подготовки
студентов педагогических факультетов к прогностической деятельности, которая состоит из
мотивационного, содержательно-процессуального и операционного компонентов,
функционирующих в единстве и взаимосвязи. Исходя из этого, разработаны новые подходы к
формированию у студентов профессиональных прогностических умений как составного
компонента целостной системы подготовки к прогностической деятельности.
В концептуальной части работы научно обоснованы содержание и структура
интегративного умения, получила дальнейшее развитие классификация функциональных
прогностических умений учителя начальной школы. Основываясь на том, что развитие
прогностических умений происходит под влиянием целенаправленной деятельности, разработаны
пути их формирования в процессе теоретического обучения и практической подготовки.
Теоретическая подготовка была направлена на усвоение природы прогностических умений,
содержательного и процессуального аспектов их использования, результативно-оценочного
компонента формирования, осознания сложностей и возможных ошибок данного вида
деятельности. Практическое овладение студентами прогностическими умениями возможно на
основе специально-организованной системы заданий. Отработанные технологии обучения
включали учебно-методические упражнения по построению прогноза, учебные игры, ситуативное
моделирование и т.д. Экспериментально выделены педагогические условия эффективной
подготовки студентов к прогностической деятельности, исследованы факторы, определяющие
результативность работы по формированию прогностических умений, выявлена взаимосвязь
прогностических умений и специальных прогностических способностей.
Эффективная реализация предложенной системы формирования прогностических знаний и
умений возможна при определенных условиях: 1) осознания и последовательного отображения в
содержании и методике формирования прогностических умений сути прогностической
деятельности как социально-педагогического феномена, который характеризуется взаимосвязью
общей культуры, мастерства учителя, его личностных и педагогических качеств, творческого
потенциала и профессиональной направленности, осознания профессиональной и личностной
значимости прогнозирования; 2) соединения в процессе подготовки рефлексивно –
деятельностного, индивидуально – творческого та гуманистического подходов; 3) создания
целостной методической системы подготовки, которая включает мотивационный,
морально–психологический, содержательно–операционный аспекты; 4) овладения специальными
мыслительными, логическими операциями как необходимыми условиями успешной
прогностической деятельности, 5) создания условий для наиболее полного сравнения и оценивания
профессионально необходимых качеств, умений, формирования объективного оценночного
отношения к себе; 6) психолого–педагогических исследований студентами собственного развития,
постановки в процессе подготовки субъективно–ориентированных заданий с концентрацией
внимания на исполнителе деятельности и информации, которая еѐ обслуживает; 7) стимулирования
интеллектуальной активности и самостоятельности студентов. Обобщение названных выше
условий позволило выделить такие принципы организации учебного процесса студентов: 1)
личностно–ориентированной подготовки, активизации и оптимизации их познавательных
возможностей; 2) принцип интенсивной профессиональной тренировки; 3) принцип адекватного
оценивания и самооценивания.
Высокий уровень профессиональной подготовки студентов экспериментальных
групп (96,9% освоили теоретические основы прогнозирования, у 88,7% сформированы
прогностические умения), высокий уровень удовлетворенности системой формирования
прогностических умений (0,86) свидетельствуют об ее эффективности и подтверждают гипотезу.
В диссертации предложены методические рекомендации по формированию
профессиональных прогностических умений, которые были апробированы в системе подготовки учителей начальной школы в вузе.
In this thesis theoretical and methodical basis of future teachers of primary education training for
prognostic activity, system of prognostic skills formation are grounded.
It is investigated in this work the sense and structure of integrative prognostic skills of teachers of
primary education, structural components of readiness of future teachers of primary education to prognostic
activity, pedagogical factors, which attend to effective formation of prognostic skills, interrelation between
prognostic skills and special prognostic capabilities.
It is proposed methodical recommendations as for improving of professional skills of future teachers of
primary education.