Дисертація досліджує проблему формування основ інформаційної культури учнів. Виділено етапи формування основ інформаційної культури учнів на уроках інформатики. Використання
комп‘ютерних технологій у навчальному процесі створює нові умови інтеграції навчальних дисциплін, інтенсифікації навчального процесу та індивідуалізації навчання. Результатом роботи є
розроблена система інтегрованих завдань з інформатики. Виділено структуру завдань, сформовано
критерії добору змісту інтегрованих завдань з інформатики. Експериментально перевірено ефективність використання системи інтегрованих міжпредметних завдань з інформатики у поєднанні із іншими методами, прийомами і формами роботи на уроках з метою формування основ інформаційної культури учнів.
Диссертация исследует проблему формирования основ информационной культуры школьников средствами интегрированных заданий по информатике. Актуальность исследования обусловлена расширением сфер применения компьютерных технологий, интенсификацией информационных потоков, формированием новых информационных отношений в современном обществе.
В первом разделе ―Теоретические основы использования межпредметных связей в системе
формирования информационной культуры школьников‖ определены главные этапы формирования информационной культуры школьников. Применение интегрированных заданий на уроках
информатики раскрывает новые возможности в формировании основ информационной культуры
школьников. В диссертации раскрыты требования педагогической науки к школьному курсу ―Основы информатики с ориентацией на организацию процесса формирования основ информационной культуры. Предложено теоретически обоснованную систему формирования информационной
культуры на уроках информатики. Формирование начальных элементов информационной культуры происходит в ходе реализации ―Пропедевтического курса. В диссертации выделено структуру и требования к этому курсу. Курс ―Информационная грамотность – логическое продолжение предыдущего, реализация
требований которого приведет к формированию основ компьютерной грамотности. В ходе реализации требований третьего этапа обучения будут сформированы основополагающие компоненты
информационной культуры учащихся.
Второй раздел ―Методика формирования информационной культуры школьников средствами интегрированных заданий по информатике‖ раскрывает вопросы классификации интегрированных заданий и методику их использования на уроках информатики с целью формирования ос-
нов информационной культуры школьников. Анализируя пути построения системы интегрированных заданий с информатики установлено приоритетную роль критериев отбора содержания. В
ходе эксперимента разработаны критерии добора содержания интегрированных заданий, которые
не зависят от типа задания та способа реализации.
Структура системы интегрированных заданий определяется: - содержанием межпредметных
связей, возможностями программного педагогического обеспечения, уровнем достигнутых знаний та умений с основ информатики, педагогическими требованиями определяющими содержание
основ информационной культуры.
Результаты использования интегрированных заданий в значительной степени зависят от
личности учителя. Организация методической работы педагогического коллектива над проблемой
усовершенствования методики межпредметных связей с информатикой с целью формирования
основ информационной культуры учащихся раскрыто в отдельном подразделе диссертации.
Результаты работы проверялись в ходе проведения педагогического эксперимента. Важная
информация, для квалифицированного выбора путей и методов работы с использованием интегрированных заданий, получена в результате анализа передового педагогического опыта, анализа
уроков, опыта работы со студентами и родителями. Формирование основ информационной культуры ученика не ограничивается только его работой на уроках информатики и других учебных
заданиях. В ходе эксперимента использовались такие формы работы как: учебные семинары, конференции, экскурсии, олимпиады.
В ходе проведенного эксперимента сформировано некоторые результаты. Определено структуру межпредметных связей курса ―Основы информатики с другими учебными дисциплинами. Применение, в процессе усвоения знаний, интегрированных заданий расширяет гуманистический принцип обучения и создаются условия для развития индивидуальных особенностей учащегося. Определено составные основ информационной культуры учащихся та выделено этапы их
формирования при изучении основ информатики. Разработано требования к оценке степени
сформированости информационной культуры учащихся. Исследовано психолого - педагогические
условия реализации межпредметных связей при изучении основ информатики. Раскрыто формы
методической работы по использованию интегрированных заданий в процессе формирования основ информационной культуры учащихся.
Достоверность результатов подтверждена результатами обработки статистической информации. Теоретические положения диссертации обработаны и приведены к практической реализации у виде системы интегрированных заданий и методических рекомендаций для их использования в учебном процессе. Полученные результаты подтверждают правильность выдвинутой гипотезы о том, что формирование основ информационной культуры, невозможно без применения целостной системы интегрированных заданий по информатике.
Dissertation deals with the problem of the formation of information culture of pupils. The stages
of formation culture basis of pupils in computer science are determined. The usage of information technologies in educational process creates new conditions of subjects‘ integration, intensification of learning
process and individualisation of education. The work result is in the system of integrated tasks of computer science. The structure of tasks is determined, the criteria of content selection of integrated tasks in
computer science are formulated. The effectiveness in usage of system integrated intersubject tasks in
information concerning other methods, means and forms of subject learning in the process of information culture of pupils are experimentally checked.