У дисертації представлені окремі науково обгрунтовані комп’ютерно орієнтовані компоненти методичної системи навчання інформатики в школі, спрямованої на формування основ інформаційної культури учнів в старших класах середньої школи.
В диссертации представлены отдельные научно обоснованные компьютерно ориентированные компоненты методической системы обучения информатике в школе, направленные на формирование основ информационной культуры учащихся в старших классах средней школы.
В ходе решения поставленных в диссертации задач получены следующие результаты: рас-крыты психолого-педагогические предпосылки повышения эффективности процесса формирования знаний, практических умений и навыков учащихся при обучении информатике в старших классах средней школы на основе НИТО; определено содержание и структура ППС, необходимого для успешного решения прикладных задач и формирования основ информационной культуры учащихся; разработана система контроля знаний учащихся в виде наборов вопросов нескольких типов, позволяющая проверить качество результатов обучения; определена система понятий курса и структура этой системы, которая легла в основу гипертекстовой организации учебного материала; разработана двухуровневая система обучения, позволяющая применить дифференцированный подход в обучении учащихся; определены основные требования к компьютерным программам, используемым при обучении вообще и информатике в частности, на основании изучения современного состояния использования компьютеров в учебном процессе; создана компьютерная обучающая программа TUTOR с удобным и простым интерфейсом, ориентированная на компьютерную поддержку учебно-познавательной деятельности, содержащая большое количество иллюстрированного теоретического материала и контрольных вопросов, глоссарий, обеспечивающая разнообразные обратные связи с обучаемым.
Проведенный эксперимент показал, что разработанные компоненты методической системы обучения информатике в школе позволяют на достаточно высоком уровне сформировать не-обходимые знания, умения и навыки учащихся в области основ информатики.
Организация обучения информатике на основе деятельностной теории обучения и теории поэтапного формирования мыслительных действий позволяет обеспечить эффективность обучения и формирование основных компонентов информационной культуры учащихся.
Систематичное использование средств НИТО позволяет существенно углубить понимание учащимися учебного материала, усилить мотивацию к обучению, активизировать учебную деятельность, придать обучению исследовательскую, творческую направленность.
Использование НИТО позволяет осуществить реализацию основных функций контроля, в том числе своевременное корректирование знаний и эффективное управление познавательной деятельностью учащихся.
Для эффективной организации учебно-познавательной деятельности учащихся необходимо рациональное и неантагонистичное сочетание традиционных методик обучения и НИТО.
The thesis provides specific scientifically substantiated computer components of methodical teaching informatics in school aimed at the formation of the main components of the information culture of pupils in secondary school.