Дослідження присвячено проблемі формування готовності майбутніх
психологів до професійного самовдосконалення.
Проаналізовано стан розробленості проблеми формування готовності
майбутніх психологів до професійного самовдосконалення. З’ясовано сутність
феномена готовності майбутніх психологів до професійного самовдосконалення,
проаналізовано його структуру. Виявлено, теоретично обґрунтовано та
експериментально перевірено педагогічні умови формування готовності майбутніх
психологів до професійного самовдосконалення (формування мотивації до
професійного самовдосконалення на засадах суб’єкт-суб’єктної взаємодії;
розширення змісту навчального курикулуму через інтеграцію акмеологічного та
компетентісного підходів у навчально-виховному процесі вищого навчального
закладу; включення студентів-психологів в професію через набуття досвіду
професійно самовдосконалення у позааудиторній роботі у процесі навчально-
виробничої практики).
Спроектовано модель формування готовності майбутніх психологів до
професійного самовдосконалення, що складається з теоретичного, процесуального
та результативного блоків.
Визначено критерії, показники та рівні сформованості готовності майбутніх
психологів до професійного самовдосконалення.
сследование посвящено проблеме формирования готовности будущих
психологов к профессиональному самосовершенствованию. Проанализировано
состояние разработаности проблемы формирования готовности будущих
психологов к профессиональному самосовершенствованию в зарубежной и
отечественной научной литературе. Теоретически обоснованы особенности
формирования готовности будущих психологов в условиях высшего ученого
заведения к профессиональному самосовершенствованию, а также определены
структурные компоненты готовности будущих психологов к профессиональному самосовершенствованию: мотивационно-ценностный, когнитивно-познавательный,
процессуально-деятельностный и личностно-рефлексивный. Выявлены,
теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия
формирования готовности будущих психологов к профессиональному
самосовершенствованию (формирование у будущих психологов мотивации к
профессиональному самосовершенствованию на основе субъект-субъектного
взаимодействия; расширение содержания учебного куррикулуму через интеграцию
акмеологического и компетентностного подходов; включение студентов-психологов
в профессию через обретение опыта профессионального самосовершенствования во
внеаудиторной работе и во время учебно-производственной практики).
Спроектирована модель формирования готовности будущих психологов к
профессиональному самосовершенствованию как отражение динамической и
открытой системы, компоненты которой взаимосвязаны и взаимодействуют с
окружающей средой и состоит из таких блоков: целевой (цель, задачи, научные
подходы и принципы подготовки будущих психологов к профессиональному
самосовершенствованию), процессуальный (учебно-воспитательный процесс,
компоненты процесу подготовки, формы, методы и педагогические условия),
результативный (критерии, показатели, уровни и результат готовности будущих
психологов к профессиональному самосовершенствованию).
В ходе опытно-экспериментальной работы подтверждена необходимость
внедрения педагогических условий, способствующих формированию готовности
будущих психологов к профессиональному самосовершенствованию. Динамика
изменений, происходящих в экспериментальных группах по сравнению с
контрольними, засвидетельствовала эффективность реализации педагогических
условий готовности будущих психологов к профессиональному
самосовершенствованию.
The purpose of this thesis is to present the problem of determining the theoretical
substantiation and experimental verification of formation of future psychologists'
readiness to professional self-improvement.
On the base of psychological and educational literature analysis, the condition of
the problem of formation of future psychologists' readiness to professional self-
improvement is examined, the foreign and domestic experience of formation of future
psychologists' readiness to professional self-improvement has been analyzed. It was
found that the experience of formation of future psychologists' readiness to professional self-improvement in Ukraine is connected with lack focus of this problem in
curriculums and educational programs.
The essence of the formation phenomenon of future psychologists' readiness to
professional self-improvement and its pedagogical conditions (formation the motivation
of future psychologists to professional self-improvement on the basis of subject-subject
interaction; gradual addition of curriculum individual themes in modules and academic
disciplines (Variation component), integration akmeological and competency
approaches in teaching and educational process of university education; include the
future psychologists in the profession through the acquisition of professional experience
in the extracurricular work and during training and work experience). An experimental
verification of pedagogical conditions of future psychologists' readiness to professional
self-improvement has been done.