Дисертаційне дослідження присвячено проблемі корекції заїкання дітей
старшого дошкільного віку засобами театралізованої діяльності. У дослідженні
визначено рівні та особливості стану сформованості передумов темпо-ритмічної
організації мовлення та готовності до театралізації.
Представлено теоретичне обґрунтування методики формувального етапу
експерименту, розкриті організаційні форми, принципи та зміст методики.
Сформульовано необхідні психолого-педагогічні умови досягнення позитивних
результатів корекційно-формувального навчання. Визначено напрями та етапи
методики корекції заїкання дітей старшого дошкільного віку засобами
театралізованої діяльності, а також узагальнено одержані результати проведеної
експериментальної роботи, статистично підтверджено ефективність
запропонованої методики.
Дослідно-експериментальним шляхом доведено доцільність і ефективність
застосування театралізованої діяльності як засобу корекції заїкання у дітей
старшого дошкільного віку із заїканням.
Диссертация посвящена проблеме коррекции заикания детей старшего
дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Цель исследования заключалась в определении психолого-педагогических
условий и создании научно обоснованной методики коррекции заикания детей
старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
В исследовании обозначены научно-теоретические аспекты коррекции
заикания средствами театрализованной деятельности, определено понятие
речевого темпоритма и его нарушения в структуре заикания, охарактеризовано
содержание понятия театрализованной деятельности, ее средств и роли во
всестороннем развитии детей дошкольного возраста.
Разработана методика диагностики состояния сформированости
предусловий темпо-ритмической организации речи, включающая задания на
определение готовности детей с заиканием к театрализованной деятельности.
На констатирующем этапе исследования были выделены критерии (темпо
ритмическая организация двигательных действий, умение пользоваться
средствами коммуникации на основе представлений и воображения,
эмоционально-волевая готовность, игровые позиции), а также показатели,
которые учитывали правильность выполнения задания, самостоятельность
выполнения, характер использованной дозированной помощи и ее влияние на
результат выполнения задания, уровни сформированное™ предусловий темпо
ритмической организации речи (высокий, достаточный, средний, низкий) и
описаны их качественные характеристики.
Определены и научно обоснованы психолого-педагогические условия
коррекции заикания детей старшего дошкольного возраста средствами
театрализованной деятельности: создание специальной методики, направленной
на формирование готовности детей к театрализации, организация специальной
предметно-игровой и театрализованной среды, дифференцированный подход к
детям с разным по форме и степени тяжести заиканием, психологическое
сопровождение, подбор заданий с установкой на раскрепощение, получение
удовольствия, обогащение мотивации к вступлению в речевую коммуникацию.
Разработана и обоснована методика коррекции заикания детей старшего
дошколного [дошкольного] возраста средствами театрализованной деятельности, которая
предполагала три формирующих этапа: подготовительный, основной и
заключительный.
Проведение подготовительного этапа обеспечивало главное условие
дальнейшей коррекционной работы - развитие предусловий темпо-ритмической
организации речи, создание эмоционально-положительной среды, формирование
готовности детей с заиканием к театрализованной деятельности. На основном
этапе проходила подготовка к драматизации сказ эк. Заключительный этап
предполагал непосредственно театрализацию на сцене перед зрителями
подготовленной сказки с участием всех детей группы.
Формами организации формирующего эксперимента были определены
нетрадиционные занятия, которые проходили во второй половине дня, их
содержание изменялось в соответствии с этапом обучения, беседы с детьми.
Критериями анализа результатов коррекции выступили: степень
проявления заикания в различных коммуникативных ситуациях (в т. ч. и
театрализация); степень фиксации на речевом нарушении; желание общаться.
Результаты исследования доказали педагогическую целесообразность и
эффективность предложенной методики, которая позволяет значительно
увеличить мотивацию детей с заиканием к самоконтролю речевых высказываний,
улучшить темпоритмическую организованность и плавность речи, способствует
развитию их коммуникативной и предметно-продуктивной деятельности.
The solved by means of theatrical activity problem of stammering correction of
the pre-school age children is investigated in the thesis work. The levels and features of
the children theatrical activity are studied (the creative participation of children in the
plot-role-playing games and the extent of communication in them, the tempo-rhythm of
movement, the ability to detect emotional distress externally, the ability to govern
themselves, the ability to use independently different means of communication which
are based on idea and imagination and to design short scenario simulation exercises) in
the category of children.
The psychological and pedagogical backgrounds of the theatrical activity
development are studied in the work. The analysis of the theatrical activity experience
and its usage in stammering correction is made. The organization and efficiency
peculiarities of the theatrical activities are defined. The studied material was used in the
speech therapy groups in educational establishments. The positive results of the
experimental work testified its efficiency.
The experimental methods of supplying connection between theatrical and other
types of activities are studied and applied for the upper pre-school age children with
stammering.