Дисертація присвячена дослідженню соціального змісту участі Православних церков у екуменічному русі, аналізу стану, тенденцій і перспектив соціальної співпраці християнських церков у контексті розвитку сучасного екуменізму.
У роботі розроблено класифікацію підходів до екуменізму, розкрито особливості православного екуменізму, окреслено соціальний зміст екуменічного руху та специфіку розвитку соціальної екуменічної діяльності Православних церков.
Особливості участі Православних церков у екуменічному русі обумовлені православною еклезіологією, відповідно до якої лише Православна Церква повною мірою зберігає християнську істину, а отже, її екуменічна діяльність не може розглядатися поза свідченням Істини. Це стоїть на заваді повноцінної участі в русі. Значною мірою ситуацію ускладнює суттєва політична детермінованість екуменічних позицій помісних церков.
Характерною особливістю сучасного екуменічного руху стало розгортання нового витка його соціальної зацікавленості, що оцінюється Православними церквами як процес внутрішньої секуляризації екуменічних інституцій. Під впливом Православних церков відбувається переосмислення соціальної складової екуменічного руху в контексті відновлення нерозривності зв’язку літургійної та соціальної діяльності – соціальне служіння як «літургія після Літургії».
Диссертация посвящена исследованию социального аспекта участия Православных церквей в экуменическом движении, анализу состояния, тенденций и перспектив развития социального сотрудничества христианских церквей в контексте развития современного экуменизма.
В работе разработана классификация подходов к экуменизму, обозначены особенности православного экуменизма, раскрыто социальное содержание экуменического движения и специфика развития социальной экуменической деятельности Православных церквей.
Доказано, что особенности участия Православных церквей в экуменическом движении обусловлены православной экклезиологией, согласно которой только Православная Церковь в полной мере сохраняет христианскую истину, а, следовательно, ее экуменическая деятельность не может рассматриваться вне миссионерской активности. Этот факт существенно усложняет развитие полноценного диалога. В значительной степени ситуацию усугубляет существенная политическая и геополитическая детерминированность экуменических позиций поместных церквей.
Отсутствие видимого прогресса в богословском диалоге способствовало постепенному смещению главного акцента экуменического диалога в направлении развития социального сотрудничества между церквями, что было воспринято Православными церквями как процесс внутренней секуляризации экуменических институтов.
В процессе интенсивного развития экуменического движения был поставлен на повестку дня вопрос богословского обоснования экуменической диаконии. Значительная роль в этом процессе принадлежит Православным церквям, которые существенно обогатили экуменическое движение литургийным видением экуменической социальной миссии, которая понимается сегодня как «литургия после Литургии». С целью поддержки развития социального экуменического сотрудничества по инициативе ВСЦ в ряде стран была создана сеть специальных учреждений, деятельность которых ориентирована на расширение направлений и оптимизацию форм общехристианского сотрудничества.
Опираясь на исследовании социального аспекта экуменического движения, установлено, что развитие социального содержания экуменического движения является амбивалентным процессом, который, с одной стороны, способствует популяризации движения, с другой стороны, имплицитно содержит в себе тенденции к развитию широкого экуменического диалога, что грозит отходом от перспективы единения вокруг общей евхаристической чаши.
The dissertation is devoted to the research of the social content of Orthodox Churches participation in the Ecumenical Movement, to the analysis of the state, tendencies and perspectives of the Christian Churches social cooperation in the context of modern ecumenism development.
In the work we’ve elaborated the classification of approaches to the ecumenism, revealed the features of the orthodox ecumenism, outlined the social content of the ecumenical movement and the peculiarity of the development of Orthodox Church ecumenical activity.
The peculiarities of Orthodox Churches participation in the Ecumenical Movement are determined by the orthodox ecclesiology according to what it is only the Orthodox Church that is fully responsible for keeping the Christian truth and as a result its ecumenical activity can’t be considered separately from missionary that stands on the way to its full participation in the movement. Largely the essential political determination of the ecumenical positions of independent churches makes the situation more difficult.
The main peculiarity of the modern Ecumenical Movement is the extension of the new sphere of its socialization that is evaluated as a process of inner secularization of ecumenical institutions by the Orthodox Churches. Under the influence of the Orthodox Churches it is undergone the reinterpretation of the social complexity of ecumenical movement in the context of the renewal of the indissoluble connection between liturgy and social activities – the social service as a "liturgy after the Liturgy".