Філософський аналіз освіти повинен узгоджуватися з сучасними соціально-культурними процесами суспільного,
державного і глобального характеру і їх
віддзеркаленням у сфері сучасного соціуму. ХХ століття забрало з собою колишні життєві орієнтири, старі
натуралістичні, метафізичні і суб’єктивістські установки філософії.
Це дало творчий імпульс розкріпаченню філософської думки і розвитку нових напрямів за межами класичної філософії. На сучасному етапі
освіті необхідні нові філософські і світоглядні засновки. Аналіз показує,
що філософська концепція постнекласичної освіти, її нелінійні експлікації та закони існування і розвитку, на сьогодні тільки ще формуються і
у вітчизняній, і в зарубіжній філософській та педагогічній традиції. Існуючі окремі фрагменти майбутньої концепції вимагають свого синтезу,
своїх інтеграторів, які узагальнили б наявні напрацювання у філософських, соціальних, педагогічних, природничонаукових, соціологічних, психологічних вченнях, починаючи з глибокої давнини і по теперішній час. У першу
чергу, дослідження повинне стосуватися еволюційних уявлень про феномен освіти як динамічне явище навколо понять динамічної нестійкості,
динамічної рівноваги і динамічного розвитку. Причому необхідний аналіз
вказаних процесів з боку філософської експлікації. Така інтеграція знань і
підходів повинна здійснюватися, перш за все, філософією (орієнтованою
на контекст суспільного розвитку філософією освіти — соціальною філософією освіти) на рівні онтологічних і методологічних уявлень і понять.
Философский анализ образования должен согласовываться с современными социально-культурными процессами общественного, государственного и глобального характера и их отражением в сфере современного социума. ХХ век унес бывшие жизненные
ориентиры, старые натуралистические, метафизические и субъективистские установки
философии. Это дало творческий импульс раскрепощению философской мысли и развитию новых направлений за пределами классической философии. На современном этапе
образованию необходимы новые философские и мировоззренческие основания. Анализ
показывает, что философская концепция постнеклассического образования, его нелинейные экспликации и законы существования и развития, на сегодня только ещё формируется и в отечественной, и в зарубежной философской и педагогической традиции.
Существующие отдельные фрагменты будущей концепции требуют своего синтеза, своих интеграторов, которые обобщили бы имеющиеся наработки в философских, социальных, педагогических, естественнонаучных, социологических, психологических учениях,
начиная с глубокой древности и по настоящее время. В первую очередь, исследование
должно касаться эволюционных представлений о феномене образования как динамическом явлении вокруг понятий динамической неустойчивости, динамического равновесия и динамического развития. Причем необходим анализ указанных процессов со стороны
философской экспликации. Такая интеграция знаний и подходов должна осуществляться,
прежде всего, философией (ориентированной на контекст общественного развития философией образования — социальной философией образования) на уровне онтологических
и методологических представлений и понятий.
The philosophical analysis of education should be coordinated with modern welfare
processes of public, state and global character and their reflection on sphere of modern society.
The 19th century has carried away old vital reference points, old naturalistic, metaphysical
and subjectivistic installations of philosophy. It has given a creative impulse to liberation of
philosophical thought and development of new directions outside of classical philosophy. At
the present stage the new philosophical and world outlook bases are necessary for education.
The philosophical concept of post-non-classical education, its nonlinear explications and
existence and development laws shows the analysis, that, for today only is still formed both in
domestic, and in foreign philosophical and pedagogical tradition. Existing separate fragments
of the future concept demand the synthesis, the integrators which would generalize available
operating time in philosophical, social, pedagogical, natural-science, sociological, psychological
doctrines, since an extreme antiquity and on present time. First of all, research should concern
evolutionary representations of an education phenomenon as the dynamic phenomenon round
concepts of dynamic instability, dynamic balance and dynamic development. And the analysis
of the specified processes from a philosophical explication is necessary. Such integration of
knowledge and approaches should be carried out, first of all, by philosophy (focused on a
context of social development by education philosophy — social philosophy of education) at a
level of ontological and methodological representations and concepts.