Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата психологічних наук за
спеціальністю 19.00.07 – педагогічна та вікова психологія. – Національний
педагогічний університет імені М.П. Драгоманова. – Київ, 2016.
Дисертаційна робота присвячена теоретичному узагальненню та емпіричному
виявленню особливостей прогностичних умінь як чинника прийняття педагогічних
рішень майбутніми вчителями. У роботі визначено зміст поняття «прогностичні
уміння як чинник прийняття педагогічних рішень», розроблено структурно-рівневу
модель прогностичних умінь як чинника прийняття педагогічних рішень,
складовими якої є цілепокладальний, мисленнєвий і рефлексивний компоненти.
Емпірично досліджено особливості розвитку та динаміку показників
структурних компонентів прогностичних умінь як чинника прийняття педагогічних
рішень майбутніми вчителями. Доведено недостатній рівень розвитку структурних
компонентів прогностичних умінь як чинника прийняття педагогічних рішень
майбутніми вчителями.
Обгрунтовано модель, розроблено, апробовано й доведено ефективність
програми цілеспрямованого розвитку прогностичних умінь як чинника прийняття
педагогічних рішень майбутніми вчителями, яка передбачає роботу як з майбутніми
вчителями, так і з викладачами і кураторами студентських груп у ВНЗ.
Представлено психологічні рекомендації для викладачів та кураторів ВНЗ, які
сприятимуть активізації розвитку прогностичних умінь у студентів – майбутніх
учителів.
Thesis to gain the Candidate’s degree in Psychology. Specialty 19.00.07 -
Pedagogical and Developmental Psychology.– National Pedagogical Dragomanov
University. – Kyiv, 2016.
The thesis is devoted to theoretical generalization and empirical determination of the
prognostic skills as a factor of influence on pedagogical decisions of the future teachers.
The work defines the concept of "prognostic skills as a factor of pedagogical decisionmaking";
the structural-tiered model of the prognostic skills as a factor of pedagogical
decision-making has been developed. This model includes aim-making, mental and
reflexive components.
The work has the empirical research of the features of the development and
dynamics factors of the prognostic skills as a factor in pedagogical decision-making for
future teachers. The insufficient development of structural components of the prognostic
skills as a factor in pedagogical decision-making of the future teachers has been proved.
The model has been established, and the effective application of the program for
aimed development of the prognostic skills as a factor in pedagogical decision-making of
the future teachers has been developed, tested and proved. The program includes work
with future teachers as well as teachers and curators of student groups at universities.
Psychological guidance is presented for teachers and university curators that will activate
the development of prognostic skills of the students, who are going to become future
teachers.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук по
специальности 19.00.07 – педагогическая и возрастная психология. – Национальный педагогический университет имени М. П. Драгоманова. – Киев, 2015. Диссертационная работа посвящена теоретическому обобщению и
эмпирическому выявлению особенностей прогностических умений как фактора
принятия педагогических решений будущими учителями. В работе определено
содержание понятия «прогностические умения как фактор принятия педагогических решений», разработана структурно-уровневая модель прогностических умений как фактора принятия педагогических решений, составляющими которой являются целеполагающий, мыслительный и рефлексивный компоненты. Целеполагающий компонент отражает действия прогнозирования при принятии педагогических решений в проблемных педагогических ситуациях через смысловую репрезентацию,
постановку проблемы, постановку цели. Мыслительный компонент содержит
следующие качества прогностического мышления учителей: глубина,
аналитичность, осознанность, гибкость, перспективность, доказательность.
Рефлексивный компонент представляет собой интроспективное соотнесение
собственных действий с проблемной педагогической ситуацией. Эмпирически исследовано особенности развития и динамику показателей
структурных компонентов прогностических умений как фактора принятия
педагогических решений будущими учителями. Доказано недостаточный уровень
развития структурных компонентов прогностических умений как фактора принятия педагогических решений будущими учителями.
Обосновано модель целенаправленного развития прогностических умений как
фактора принятия педагогических решений будущими учителями, которая
предусматривает работу как с будущими учителями, так и с преподавателями и
кураторами студенческих групп в вузах. Разработано, апробировано и доказано
эффективность программы прогностических умений для будущих учителей, которая охватывает следующие виды учебной работы в вузе: аудиторную и
самостоятельную работу в рамках спецкурса «Развитие прогностических умений» и педагогическую практику. Разработаны психологические рекомендации для
преподавателей и кураторов вузов, которые будут способствовать активизации
развития прогностических умений у студентов – будущих учителей.