Digital Repository
Dragomanov
Ukrainian State University

Формування спеціальних компетентностей майбутніх вчителів фізики та астрономії

ISSN: 2310-8290

Show simple item record

dc.contributor.author Бойко, Григорій Миколайович
dc.date.accessioned 2016-06-22T09:09:31Z
dc.date.available 2016-06-22T09:09:31Z
dc.date.issued 2010
dc.identifier.citation Бойко Г. М. Формування спеціальних компетентностей майбутніх вчителів фізики та астрономії : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Г. М. Бойко ; наук. кер. Г. О. Грищенко ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2010. - 22 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/10674
dc.description.abstract Дисертація присвячена дослідженню актуальної проблеми формування спеціальних компетентностей вчителів фізики та астрономії в галузі експерименту, що є важливим напрямком модернізації системи вищої освіти. У дисертаційному дослідженні розроблено і теоретично обґрунтовано педагогічну модель формування спеціальних компетентностей вчителя фізики та астрономії в галузі експерименту. Як конкретний спосіб формування спеціальних компетентностей пропонується модульно-рейтингова організація навчального процесу (на прикладі навчальної дисципліни «практична астрофізика»). Для оцінювання результатів формування компетентностей розроблено комплекс методик і способів: тестування, колоквіум, опитування, спостереження, кумулятивна оцінка. Експериментально доведено, що запропонована педагогічна модель формування спеціальних компетентностей вчителів фізики та астрономії у галузі експерименту є оптимальною. ua
dc.description.abstract Диссертация посвящена исследованию актуальной проблемы формирования специальных компетентностей учителей физики и астрономии в отрасли эксперимента, который является важным направлением модернизации системы высшего образования. Компетентностный подход, в основном, касается цели и результата образования, которое в значительной мере в будущем определяет и его содержание. Этот подход большинство исследователей понимают как направленность образования на развитие личности студентов в результате формирования у них таких личностных качеств, как компетентности, средствами решения (квази) профессиональных и социальных заданий в образовательном процессе. В диссертационном исследовании разработана и теоретически обоснована педагогическая модель формирования специальных компетентностей учителя физики и астрономии в отрасли эксперимента, создана методика формирования специальных компетентностей и модульно-рейтинговая организация учебного процесса. Выделено пять ключевых специальных компетентностей учителя физики и астрономии в отрасли эксперимента, определено направления их приобретения. Доказано, что методика формирования выделенных ключевых компетентностей должна основываться на оригинальном принципе дидактики высшего профессионального образования – принципе системного отображения профессиональной деятельности специалиста в содержании его образования. Как конкретный способ формирования специальных компетентностей предлагается модульно-рейтинговая организация учебного процесса (на примере учебной дисциплины «практическая астрофизика»). Для оценивания результатов формирования компетентностей разработан комплекс методик и способов: тестирование, коллоквиум (беседа), опрос, наблюдение, кумулятивная оценка. Формирование специальных компетентностей учителя физики и астрономии должно осуществляться средствами содержания профессиональной научно предметной подготовки и соответствующей системой форм и методов обучения, которые составляют организационные условия. Содержание образования нужно определять по критериям полноты видов профессиональной деятельности, необходимых для выполнения функций учителя на необходимом квалификационном уровне. Признаки сформированности специальных компетентностей учителей физики и астрономии в отрасли эксперимента избраны, исходя из современных представлений о структуре компетентностей, а именно такие: уровень овладения знаниями содержания компетентности (когнитивный компонент); уровень овладения умениями и навыками, опыт проявления компетентности (деятельный компонент); уровень отношения к содержанию компетентности и объекта ее проявления (ценностно-смысловой компонент); Уровень эмоционально волевой регуляции процесса и результата проявления (демонстрации) компетентности (регулятивный компонент); уровень готовности к проявлению (демонстрации) компетентности (мотивационный компонент). В исследовании показано, как определенные компоненты оценивались с помощью адекватных методик и способов для получения интегральной оценки компетентности студента по стобальной шкале, которая потом превращалась в оценку по национальной шкале в соответствии с рейтинговым регламентом университета. В процессе эксперимента доказано, что предложенная педагогическая модель формирования специальных компетентностей учителей физики и астрономии в отрасли эксперимента является оптимальной. Разработаны учебно-методические материалы – усовершенствованные во время экспериментального исследования программа учебной дисциплины «практическая астрофизика», инструктивные материалы для лабораторного практикума, тесты, программа государственного экзамена по астрономии и методике ее обучения, которые образуют комплекс, что позволяет реализовать эффективную методику подготовки учителей физики и астрономии. ua
dc.description.abstract The thesis is devoted to research of the actual problem of special competences Physics and Astronomy teachers in the experimental field, that is significant direction in higher education system modernizations. The thesis regards the developed and theoretically proved pedagogical model of special competences Physical and Astronomy teachers formation experimental field. As the method of the special competences formation the modular-rating organization of the educational process (as the example of educational subject «Practical Astrophysics») is offered. The system of method is developed to evaluate the results of professional competences formation: testing, colloquium (conversation), quiz, observation, cumulative estimation. The pedagogical model of special competences Physics and Astronomy teachers formation in experimental field proved to be effective. ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher Видавництво НПУ ім. М.П. Драгоманова ua
dc.subject компетентність ua
dc.subject компетенція ua
dc.subject компетентнісний підхід ua
dc.subject спеціальні компетентності ua
dc.subject типові професійні завдання ua
dc.subject моделювання професійної діяльності ua
dc.subject принципи дидактики вищої освіти ua
dc.subject компетентность ua
dc.subject компетенция ua
dc.subject компетентностный подход ua
dc.subject специальные компетентности ua
dc.subject типовые профессиональные задания ua
dc.subject моделирование профессиональной деятельности ua
dc.subject принципы дидактики высшего образования ua
dc.subject a competence ua
dc.subject jurisdiction ua
dc.subject competence approach ua
dc.subject special competences ua
dc.subject typical professional objects ua
dc.subject development of professional activity ua
dc.subject teaching principles of higher professional education ua
dc.subject.classification 378.016:[53+52](043.3) ua
dc.title Формування спеціальних компетентностей майбутніх вчителів фізики та астрономії ua
dc.type Other ua


Files in this item

This item appears in the following Collection(s)

Show simple item record

Links Collection

Search DSpace


Browse

My Account

Statistics