Дисертація присвячена дослідженню актуальної проблеми формування спеціальних компетентностей вчителів фізики та астрономії в галузі експерименту, що є важливим напрямком модернізації системи вищої освіти.
У дисертаційному дослідженні розроблено і теоретично обґрунтовано педагогічну модель формування спеціальних компетентностей вчителя фізики та астрономії в галузі експерименту. Як конкретний спосіб формування спеціальних компетентностей пропонується модульно-рейтингова організація навчального процесу (на прикладі навчальної дисципліни «практична астрофізика»). Для оцінювання результатів формування компетентностей розроблено комплекс методик і способів: тестування, колоквіум, опитування, спостереження, кумулятивна оцінка.
Експериментально доведено, що запропонована педагогічна модель формування спеціальних компетентностей вчителів фізики та астрономії у галузі експерименту є оптимальною.
Диссертация посвящена исследованию актуальной проблемы формирования специальных компетентностей учителей физики и астрономии в отрасли эксперимента, который является важным направлением модернизации системы высшего образования.
Компетентностный подход, в основном, касается цели и результата образования, которое в значительной мере в будущем определяет и его содержание. Этот подход большинство исследователей понимают как направленность образования на развитие личности студентов в результате формирования у них таких личностных качеств, как компетентности, средствами решения (квази) профессиональных и социальных заданий в образовательном процессе.
В диссертационном исследовании разработана и теоретически обоснована педагогическая модель формирования специальных компетентностей учителя физики и астрономии в отрасли эксперимента, создана методика формирования специальных компетентностей и модульно-рейтинговая организация учебного процесса.
Выделено пять ключевых специальных компетентностей учителя физики и астрономии в отрасли эксперимента, определено направления их приобретения. Доказано, что методика формирования выделенных ключевых компетентностей должна основываться на оригинальном принципе дидактики высшего профессионального образования – принципе системного отображения профессиональной деятельности специалиста в содержании его образования. Как конкретный способ формирования специальных компетентностей предлагается модульно-рейтинговая организация учебного процесса (на примере учебной дисциплины «практическая астрофизика»). Для оценивания результатов формирования компетентностей разработан комплекс методик и способов: тестирование, коллоквиум (беседа), опрос, наблюдение, кумулятивная оценка.
Формирование специальных компетентностей учителя физики и астрономии должно осуществляться средствами содержания профессиональной научно предметной подготовки и соответствующей системой форм и методов обучения, которые составляют организационные условия. Содержание образования нужно определять по критериям полноты видов профессиональной деятельности, необходимых для выполнения функций учителя на необходимом квалификационном уровне.
Признаки сформированности специальных компетентностей учителей физики и астрономии в отрасли эксперимента избраны, исходя из современных представлений о структуре компетентностей, а именно такие: уровень овладения знаниями содержания компетентности (когнитивный компонент); уровень овладения умениями и навыками, опыт проявления компетентности (деятельный компонент); уровень отношения к содержанию компетентности и объекта ее проявления (ценностно-смысловой компонент); Уровень эмоционально волевой регуляции процесса и результата проявления (демонстрации) компетентности (регулятивный компонент); уровень готовности к проявлению (демонстрации) компетентности (мотивационный компонент).
В исследовании показано, как определенные компоненты оценивались с помощью адекватных методик и способов для получения интегральной оценки компетентности студента по стобальной шкале, которая потом превращалась в оценку по национальной шкале в соответствии с рейтинговым регламентом университета.
В процессе эксперимента доказано, что предложенная педагогическая модель формирования специальных компетентностей учителей физики и астрономии в отрасли эксперимента является оптимальной. Разработаны учебно-методические материалы – усовершенствованные во время экспериментального исследования программа учебной дисциплины «практическая астрофизика», инструктивные материалы для лабораторного практикума, тесты, программа государственного экзамена по астрономии и методике ее обучения, которые образуют комплекс, что позволяет реализовать эффективную методику подготовки учителей физики и астрономии.
The thesis is devoted to research of the actual problem of special competences Physics and Astronomy teachers in the experimental field, that is significant direction in higher education system modernizations.
The thesis regards the developed and theoretically proved pedagogical model of special competences Physical and Astronomy teachers formation experimental field. As the method of the special competences formation the modular-rating organization of the educational process (as the example of educational subject «Practical Astrophysics») is offered. The system of method is developed to evaluate the results of professional competences formation: testing, colloquium (conversation), quiz, observation, cumulative estimation.
The pedagogical model of special competences Physics and Astronomy teachers formation in experimental field proved to be effective.