Дисертацію присвячено проблемі методичного забезпечення роботи над музичним образом у процесі навчання підлітків гри на баяні (акордеоні). Охарактеризовано сутність та зміст художнього образу музики, визначено його структурні компоненти з огляду на специфіку музично-виконавської діяльності. Розроблено критерії та показники, на основі яких виявлено рівні виразності образного виконання музичних творів учнями-баяністами підліткового віку. Теоретично обґрунтовано та експериментально перевірено поетапну методику роботи над музичним образом, що ґрунтується на інтегративному підході та передбачає використання інноваційних форм «уроків-образів» на основі художньої драматургії.
Результати формувального експерименту підтвердили ефективність розробленої методики та доцільність її використання у процесі музичного навчання учнівської молоді.
Диссертационное исследование посвящено актуальной проблеме музыкальной педагогики: разработке методики работы над музыкальным образом в процессе обучения подростков игре на баяне (аккордеоне). Отмечено, что рассмотрение художественного образа в качестве ключевой категории обучения искусству необходимо для формирования способности учащихся к интерпретации музыкальных произведений. Музыкальный образ интерпретируется в исследовании как специфическая форма познания и отображения действительности средствами музыки, включая переживания, осмысление и художественную оценку явлений.
В диссертации раскрыта сущность музыкального образа и выделены основные его компоненты с позиции исполнительской деятельности учащихся. Структура интерпретационного воспроизведения музыкального образа рассматривается как единство познавательного, оценочного и творческого компонентов.
При определении методов восприятия и интерпретации образного содержания музыки было основные принципы художественного обучения, а именно: целостности, культуросоответствия, эстетической направленности, индивидуализации, рефлексивности.
В работе представлены критерии художественно-образного исполнения музыкальных произведений учащимися подросткового возраста, а именно: когнитивный, эмоционально-ценностный, инициативно-творческий, исполнительско-технический, рефлексивно-аналитический. В результате проведения констатирующего эксперимента, согласно разработанных критериев и показателей, определены уровни выразительного художественно-образного исполнения музыки учащимися-баянистами подросткового возраста (низкий, средний и высокий).
В диссертации разработана специальная методика работы над художественным образом в процессе обучения подростков игре на баяне (аккордеоне), что предполагает объединение индивидуально-субъектного и полисубъектного методических направлений и реализацию их в блоке деятельностно-творческих методов педагогической работы. Разработаны инновационные формы педагогической работы с учащимися – «уроки-образы», цель и содержание которых подчинены достижению коммуникативного взаимодействия учащихся с художественными образами музыки. Последовательность изучения и постижения учащимися музыкальных образов обеспечивает проведение педагогической работы согласно передкоммуникативного, коммуникативного и посткоммуникативного этапов с использованием таких методов педагогической работы: проведение художественных параллелей, эмоциональной драматургии, композиционного построения, архитектонического формирования, стимулирование эмоционального сопереживания, эмоциональной идентификации, проектирование художественных впечатлений. Формирующий эксперимент подтвердил эффективность разработанной методики и правомерность ее использования в музыкально-педагогическом процессе.
Dissertation is devoted the problem of the methodical providing of prosecution of musical appearance in the process of studies of teenagers of game on a bayan (accordion). Essence and maintenance of image of music is described, certainly him structural components, taking into account a specific musically performance to activity. Criteria and indexes on the basis of which found out even expressivenesses of vivid implementation of pieces of music by the students-bayan-players of teens are developed. In theory the stage-by-stage method of prosecution is grounded and experimentally tested of musical appearance which is based on integrativnomu approach and foresees the use of innovative forms of «lessons-appearances» on the basis of artistic dramaturgy.
The results of forming experiment were confirmed by efficiency of the developed method and expedience of its use in the process of musical studies of student's young people.