Дисертація містить результати теоретико-експериментального дослідження корекції мислення розумово відсталих учнів молодших класів.
У дисертації здійснено теоретичний та практичний аналіз практики корекційного навчання розумово відсталих учнів на уроках української мови; розроблено зміст корекційно спрямованого навчання українській мові за системою Д.Б. Ельконіна – В.В. Давидова; визначено принципи, етапи, зміст і технологію спеціальної організації навчання розумово відсталих дітей за експериментальною системою; описано організацію та структуру проведення експериментального навчання; виявлено динаміку просування учнів за рівнями засвоєння знань та розвитку мислення в умовах експериментального навчання.
Експериментально підтверджено ефективність застосування системи розвивального навчання Д.Б. Ельконіна – В.В. Давидова у навчанні розумово відсталих учнів молодших класів за умови її правильного використання і дотримання вимог до змісту методичних прийомів, організації проведення.
Диссертационое исследование посвящено проблеме коррекции мышления умственно отсталых школьников младших классов на уроках украинского языка.
Анализ специальной психолого-педагогической литературы показал, что недостаточно разработана изучаемая проблема. В работе осуществлен теоретический и практический анализ традиционной методики коррекционного обучения умственно отсталых учащихся украинскому языку; разработано содержание коррекционно направленого обучения украинскому языку по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова; определены принципы, этапы, содержание и технология специальной организации обучения умственно отсталых учеников по экспериментальной системе; описана организация и структура проведения экспериментального обучения.
В диссертации разработана методическая система изучения украинского языка. Доказано, что экспериментальная система обеспечивает улучшение качественного уровня знаний по украинскому языку – осмысленность их детьми, перенос изученных теоретических знаний на практику; формирование умений устанавливать причинно-следственные связи.
В исследовании отмечается, что экспериментальное обучение проводилось по программе развивающего обучения (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). Изучение нового материала базировалось на проблемном подходе. Содержание учебной деятельности в экспериментальной системе направлено на овладение теоретическими знаниями, которые служат основой развития мышления умственно отсталых школьников и творческого уровня выполнения практических видов деятельности. Учебная деятельность умственно отсталых школьников организовывалась соответственно способу преподавания теоретических знаний от абстрактного к конкретному.
В диссертации научно обоснованы и экспериментально проверены принципы обучения: высокого уровня трудностей, ведущей роли теоретических знаний, сознательности процеса обучения, прохождения изучаемого материала ускоренным темпом. Дидактические принципы реализовывались средством содержания обучения и специальных методов работы. В экспериментальном обучении использовался метод укрупнения дидактических единиц с ориентацией на опорные умения.
В диссертации экспериментально выделены особенности использования системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, в частности: опора на единство действий, которые лежат как в основе понимания изучаемого материала, так и содержательно-операционных компонентов интеллектуальных структур умственно отсталых школьников младших классов (аналитико-синтетического восприятия, логического мышления, логической памяти); участие умственно отсталых детей в процессе обучения в качестве субъекта за счет постановки цели урока в виде развивающих заданий; программирование успеха в выполнении умственно отсталыми школьниками развивающих заданий за счет включения в процесс обучения эмоциональных и мотивационных компонентов их интеллектуальных структур; обеспечение коррекционного воздействия на развитие мышления умственно отсталых учеников специально созданной системой заданий.
В диссертации также выделены этапы формирования интеллектуальных структур: 1) анализ умения, которое формируется; ознакомление учеников с правилами действий; 2) практическая отработка умения с помощью учебно-познавательных задач; 3) закрепление сформированного умения, использование его в творческой деятельности.
В процессе исследования экспериментально подтверждена эффективность применения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова в обучении умственно отсталых учеников младших классов украинскому языку при условии правильного ее использования и выполнения требований к содержанию методических приемов, организации проведения; определена динамика развития мышления детей в условиях экспериментального обучения.
Результаты эксперимента подтверждают гипотезу о том, что обучение по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова в условиях вспомогательной школы может быть комплексным специальным средством коррекции мышления. Включение умственно отсталых учеников в процесс абстрагирования на всех этапах обучения способствует развитию критичности, целеустремленности, сознательности мышления; формированию умений отличать главные и второстепенные признаки, сравнивать, делать простые выводы; перестраивать знания, объединять их в системы, конкретизировать.
The thesis focuses upon theoretical and practical analysis of studying correction among mental deficient children at the Ukrainian language classes; the contents of correction studying of Ukrainian have been worked out after D.B. Elkonin – V.V. Davydov system; the main principles, stages, contents and techniques of specialized organization of mental deficient children studying according to the experimental system have been defined; experimental studying organization and structure have been described; the effectiveness of junior school mental deficient children studying according to D.B. Elkonin – V.V. Davydov system has been proved; the students proved to have made progress in learning and thinking development during the experimental studying process.
In process of research the effectiveness of D.B. Elkonin – V.V. Davydov development studying system applied to mental deficient children has been proved in case all of its regulations and demands to methodological techniques and organization process are kept to.