Дисертацію присвячено проблемі формування у студентів – майбутніх учителів початкової школи – рефлексивних умінь в процесі дидактичної підготовки. У дисертаційному дослідженні вивчено питання місця і ролі рефлексивних умінь у дидактичній підготовці студентів – майбутніх учителів; розкрито сутність і структуру рефлексивних умінь, визначено критерії та показники рівнів їх сформованості у студентів в контексті дидактичної готовності як результативної складової дидактичної підготовки; досліджено стан сформованості у майбутніх учителів початкової школи рефлексивних умінь як складової дидактичної готовності; експериментально доведена наявність кореляційного зв’язку між рівнями дидактичної готовності студентів та сформованості у них рефлексивних умінь; розроблено, теоретично обґрунтовано модель формування у майбутніх учителів початкової школи рефлексивних умінь в процесі дидактичної підготовки, експериментально перевірена її ефективність.
Диссертация посвящена проблеме формирования у студентов – будущих учителей начальной школы – рефлексивных умений в процессе дидактической подготовки.
Дидактическая подготовка рассматривается как целенаправленный, развернутый в деятельности и во времени специально организованный процесс формирования у студентов системы общедидактических знаний и умений решать типовые и творческие задачи дидактической деятельности, учитывая методические особенности конкретных предметов начальной школы. В процессе дидактической подготовки ключевым предметом изучения студентами дидактической теории является процесс обучения как целостная система.
Анализ научной литературы показал, что некоторые зарубежные и отечестве-нные ученые – дидакты рассматривают рефлексию как “метадеятельность”, изучая ее как феномен современной дидактики (теории обучения) в контексте ключевой дидактической категории – “процесса обучения”, а рефлексивные умения как “мета-умения”, являющиеся фундаментальной составляющей ключевой образовательной компетенции – общеучебных умений. Формирование последних является одной из приоритетных задач начальной школы. В этой связи возникает объективная необхо-димость уделить особое внимание целенаправленному формированию рефлексив-ных умений у студентов – будущих учителей начальной школы – в процессе их дидактической подготовки в высшем учебном педагогическом заведении.
Результаты констатирующего эксперимента данного диссертационного исследования выявили существенные проблемы в отношении сформированности у выпускников специальности “Начальное обучение” рефлексивных умений планировать, проектировать, конструировать, организовывать, контролировать и оценивать процесс обучения в начальной школе. Также, количественные данные подтвердили наличие сильной корреляционной связи между уровнем сформированности у студентов рефлексивных умений и уровнем их дидактической готовности, что позволяет считать рефлексивные умения органической составляющей дидактической готовности будущих учителей начальной школы.
Это послужило основанием для проведения формирующего эксперимента с целью целенаправленного и специально организованного формирования у будущих учителей начальной школы рефлексивных умений в процессе дидактической подготовки.
Формирующий эксперимент предполагал разработку, теоретическое обоснование и оценку эффективности модели формирования у будущих учителей начальной школы рефлексивных умений в процессе дидактической подготовки, которая отображает дидактические основы рефлексивной обучающей среды, обусловленной методологическими подходами к ее организации; дидактическими принципами “преподавания” и “учения”; условиями, обеспечивающими каче-ственное и эффективное формирование у студентов – будущих учителей начальной школы – рефлексивных умений относительно мотивационно-целевого, содержа-тельно-процессуального, контрольно-диагностического компонентов дидактической готовности в контексте подготовительного, базового, преобразовательного и интеграционного этапов дидактической подготовки, в соответствии с критериями, показателями, процессуальными этапами формирования рефлексивных умений, направленными на достижение конечного результата – рефлексивных умений моделировать и реализовать процесс обучения в начальной школе.
Количественная и качественная интерпретация результатов формирующего эксперимента доказала эффективность внедренных в процесс дидактической подготовки будущих учителей начальной школы рефлексивно ориентированных: содержания, методов, приемов, форм организации процесса обучения, форм организации обучающей деятельности.
Теоретически обоснованную, разработанную и внедренную в практику дидактической подготовки будущих учителей начальной школы модель формирования рефлексивных умений можно использовать в обучении общим основам дидактики (теории обучения) студентов – потенциальных учителей любой специализации, учитывая особенности содержания последней. Разработанные рекомендации по реализации дидактико-рефлексивного взаимодействия учеников и учителя в процессе обучения, могут использоваться как студентами – будущими учителями, так и преподавателями дидактики, методистами, руководителями педагогической практики, а также практикующими учителями.
Of the processes of the students – primary school teachers – reflexive skills in the didactic training. The research studied the questions of the place and role of reflective skills in didactic training students - future teachers, the essence and structure of reflective skills, criteria and indicators of their formation in the context of students in the didactic component of effective preparedness as didactic training; The state formation in primary school teachers' reflective skills in the didactic aspect of preparedness; experimentally verify that the correlation coupling between the levels of readiness and didactic formation in their reflective skills, designed theoretically and experimentally proved the performance model of the formation of primary school teachers' reflective skills in the process of didactic training.