У дисертації здійснено розробку концептуальної моделі становлення нелінійного мислення сучасного педагога в нових соціокультурних та дискурсивних контекстах для модернізації вищої педагогічної освіти. Досліджено процес модернізації вищої педагогічної освіти з позиції нелінійного підходу як комплексне, багатомірне перетворення усіх її складових з метою становлення нової моделі освітнього процесу, як одного з варіантів освітнього буття. Уточнено поняття нелінійного мислення педагога та доведено його евристичність в освітньому процесі. На основі якісних методів дослідження виявлено недоліки у системі підготовки сучасного педагога та проаналізовано її відповідність сучасним цивілізаційним викликам і суспільним запитам. З метою реорганізації процесів підготовки сучасних педагогів запропоновано перевизначення мети сучасної освіти і напрями трансформації освітнього процесу.
В диссертации сфокусировано исследовательское внимание на анализе современного состояния отечественного высшего педагогического образования. Анализируется готовность сферы высшего образования предложить релевантные ответы на вызовы общества. Эксплицирована роль нелинейности как одной из концептуальных идей современной философии образования. Продемонстрирована роль нелинейности как методологического основания процессов модернизации современного образования.
Проанализирован процесс модернизации высшего педагогического образования как комплексного, многомерного преобразования всех его составляющих с целью становления новой модели образовательного процесса, как одного из вариантов образовательного бытия.
В процессе исследования историко-философских экспликаций нелинейного мышления были рассмотрены концепции нелинейного мышления В. Аршинова, В. Буданова, И. Добронравовой, Е. Князевой, С. Курдюмова, номадологии Ж. Дельоза и Ф. Гваттари, сценарного мышления А. Огурцова, поссибилистского мышления Л. Горбуновой, сложносистемного мышления К. Майнцера, сложного мышления Э. Морена как составляющие проблемного поля данного концепта, представленного в виде ризоморфной структуры, в которой данные концепции выступают взаимодополняющими, конкурирующими и находятся в процессе взаимодействия.
В работе уточняется понятие «нелинейное мышление педагога», под которым понимается такой тип мышления, который рассматривает образование и человека как аструктурные, открытые, сложные ризоморфные системы, находящиеся в состоянии имманентной подвижности и реализации креативного потенциала самоорганизации; предполагает соответственные стратегии жизнедеятельности и модели поведения в изменчивом мире; признает важность личностного выбора – самоконфигурирования средствами образования.
Доказано эвристический потенциал нелинейного мышления для современного педагога, который состоит в:
1) понимании образовательного процесса как открытой, сложной, ризоморфной системы, которая находится в процессе самоорганизации; 2) отказе от формирующего подхода в образовании и использовании нелинейной методологии; 3) переориентации роли учителя в образовательном процессе от транслятора информации на педагога-фасилитатора, который становится соучастником процесса становления личности; 4) восприятии личности как номадической системы; 5) преподавании с использованием инновационных методов, в основе которых лежат принципы нелинейности, сложности, вероятности, вариативности; 6) переосмыслении методологических основ и содержания учебного материала, что обеспечивает отход от методологического монизма, инновационность и авторство в преподавании предметов; 7) переосмысление роли учебника как организатора учебного процесса для всех его участников.
В диссертации показана корреляция современного образовательного идеала, цели образования и стратегий мышления современного педагога. На основе современных концепций и образовательных тенденций показано, что цель образования не соответствует современному образовательному идеалу.
Предложены варианты нового определения цели образования. Цель современного образования в Украине может быть определена как создание условий, которые позволяют помочь человеку в выборе возможных путей развития, раскрытии собственного потенциала в процессе самопознания и самостановления, а также в решении важной мировоззренческой проблемы – поиска себя в сложном, самоорганизующемся мире. На основе анализа процессов подготовки педагогов в высших учебных заведениях, подчеркивается, что образовательный процесс происходит с использованием неэффективных методов, устаревших учебников по педагогическим дисциплинам. Показаны направления реорганизации учебного процесса, предполагающие: отказ от формирующего подхода в образовании и переход к сотрудничеству, взаимодействию его субъектов; использование наряду с традиционными, нелинейных методов и форм организации учебного процесса; акцентуацию на осмыслении и определении студентами содержания образования, самостоятельном выборе стиля педагогических взаимоотношений; переосмысление содержания учебных программ, современных учебников и пособий по педагогическим дисциплинам с позиции нелинейного подхода.
В исследовании предложены пути усовершенствования методов обучения и учебников по педагогическим дисциплинам.
The development of the conceptual model of formation of non-linear thinking of the modern teacher in the new socio-cultural and discourse contexts for the modernization of the higher pedagogical education is done.
The process of modernization of the higher pedagogical education from the point of view of non-linear approach as a complex and multidimensional transformation of all its constituents with the aim of creation of the model of educational process as one of the variants of educational being is researched.
The notion of non-linear thinking of the teacher is clarified and its heuristic potential in the educational process is proved. The drawbacks in the system of training of the modern teacher on the ground of qualitative methods are detected and its correlation with the civilized challenges and social requests is analyzed.
With the purpose of reorganization of the process of training modern teachers, the redefinition of the aim of modern education and the ways of transformation of educational process are proposed.