Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата педагогічних наук з спеціальності 13.00.03 – корекційна педагогіка. – Національний педагогічний університет імені М.П. Драгоманова. – Київ, 2016.
Дослідження присвячено проблемі формування корекційно-педагогічної компетентності вчителя початкових класів загальноосвітнього закладу з інклюзивною формою навчання. Визначено особливості стану проблеми інклюзивного навчання дітей з особливостями психофізичного розвитку в умовах загальноосвітнього закладу. Уточнено та узагальнено понятійно-категоріальний апарат, визначено критерії та рівні корекційно-педагогічної компетентності.
Представлено теоретичне обґрунтування методики формувального етапу експерименту, розкрито організаційні форми, принципи і зміст методики. Сформульовано психолого-педагогічні умови досягнення позитивних результатів корекційно-формувального навчання. Визначено напрямки та етапи формування корекційно-педагогічної компетентності вчителя початкових класів, а також узагальнено здобуті результати проведеної експериментальної роботи, статистично підтверджено ефективність запропонованої методики.
Доведено педагогічну доцільність та ефективність запропонованої методики формування корекційно-педагогічної компетентності вчителя початкових класів загальноосвітнього закладу.
The thesis for the Candidate degree of Pedagogical Sciences in speciality 13.00.03 – Correctional Pedagogi. – National Pedagogical University named after M. P. Drahomanov. – Kyiv, 2016.
The dissertation research is devoted to the formation of special educational competence of inclusive primary school educational institutions teachers. The features of the problem of inclusive education of children with special needs in regular schools are determined. Conceptual and categorical apparatus are clarified and generalized. Criteria and levels of correctional and pedagogical competence are determined.
The theoretical reason of forming experiment, organizing forms, principles and technique content are represent.
Psycho-pedagogical conditions for achievements of special education positive results are described. Main directions end stages of primary school teachers’ special-pedagogical competence formation are determined, the research results of experimental work are generalized, effectiveness of proposed technique is confirmed statistically.
The practicability and effectiveness of proposed technique of regular primary school teachers’ special educational competence formation is proven.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.03 – коррекционная педагогика. – Национальный педагогический университет имени М.П. Драгоманова. – Киев, 2016.
Исследование посвящено проблеме формирования коррекционно-педагогической компетентности учителя начальных классов в условиях инклюзивного образования. Цель исследования заключается в научном обосновании, разработке и експериментальной проверке психолого-педагогических условий и эффективности методики коррекционной работы, направленной на формирование коррекционно-педагогической компетенности учителя начальных классов в условиях инклюзивного образования. В исследовании определены особенности состояния проблемы инклюзивного обучения детей с особенностями психофизического развития в условиях общеобразовательного учреждения.
Обоснованы и выявлены показатели, критерии и уровни сформированности коррекционно-педагогической компетентности учителя начальных классов. В качестве основных компонентов коррекционно-педагогической компетентности учителя, педагогическая деятельность которого происходит в классах интегрированного и (или) инклюзивного образования, выбраны следующие: когнитивный, мотивационный, рефлексивный и операционный компоненты. Когнитивный компонент коррекционно-педагогической компетентности учителя интегрированного и (или) инклюзивного класса в исследовании предусматривает специальные знания и умения в организации учебного процесса с учетом принципов индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся. Мотивационный компонент коррекционно-педагогической компетентности - способность учителя интегрированного и (или) инклюзивного обучения мотивировать себя на осуществление коррекционно-педагогической деятельности. Рефлексивный компонент коррекционно-педагогической компетентности учителя начальных классов - осуществление контроля своих профессиональных результатов, способность осуществлять самоконтроль, самореализацию и саморазвитие коррекционно-педагогической деятельности. Операционный компонент коррекционно-педагогической деятельности учителя интегрированного и (или) инклюзивного обучения включает в себя наличие навыков организации учебного процесса на основе дифференциально-диагностических, прогностических и учебно-коррекционных задач в процессе интегрированного и (или) инклюзивного обучения интегрированного и (или) инклюзивного обучения. Выявлены типичные трудности и ошибки, возникающие в процессе совместного обучения детей с различными познавательными возможностями. Причинами их возникновения являются различные факторы, в том числе использование в обучении принципов, методов и средств, которые являются эффективными в процессе обучения здоровых детей и не учитывают особенностей развития учащихся с психофизическими нарушениями, стереотипность действий учителя в различных ситуациях неудачи, завышение требований к объему, полноте и качеству знаний, несоответствие темпа работы на уроке их потенциальным возможностям. Анализ результатов констатирующего исследования показал недостаточную информированность учителя об особенностях психического развития таких детей, причины возникновения у них психофизических нарушений, зону актуального развития и особенности организации учебного процесса в условиях различных форм их образования, отсутствие четких представлений о структуре, содержании, методах и приемах коррекционно-педагогической деятельности. Установлен недостаточный уровень усвоения теоретико-методических знаний исследуемого феномена, осознанности его значения для коррекционно-педагогической деятельности, интереса и желания как можно полнее овладеть знаниями, умениями и навыками его эффективной реализации.
Представлено теоретическое обоснование методики формирующего этапа эксперимента, раскрыто организационные формы, принципы и содержание методики. Сформулированы психолого-педагогические условия достижения положительных результатов коррекционно-формирующего обучения. Определены направления и три этапа формирования коррекционно-педагогической компетентности учителя начальных классов, а также обобщены полученные результаты проведенной экспериментальной работы, статистически подтверждена эффективность предложенной методики.