Цифровий репозитарій
Українського державного університету
імені Михайла Драгоманова

Теоретико-методичні засади інтеграційної спрямованості музичної освіти молодших школярів з порушеннями зору

ISSN: 2310-8290

Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Куненко, Людмила Олександрівна
dc.date.accessioned 2016-04-06T13:42:19Z
dc.date.available 2016-04-06T13:42:19Z
dc.date.issued 2010
dc.identifier.citation Куненко Л. О. Теоретико-методичні засади інтеграційної спрямованості музичної освіти молодших школярів з порушеннями зору : автореферат дис. ... докт. пед. наук : 13.00.02 ; 13.00.03 / Л. О. Куненко ; наук. консультант: В. М. Синьов, О. П. Щолокова ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2010. - 44 с. uk_UA
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/9778
dc.description.abstract У дисертації вперше розглядаються теоретико-методичні засади інтеграційної спрямованості початкової музичної освіти дітей з порушеннями зору, в яких музична освіта визначається як феномен естетичної і художньої культури особистості. Інтеграція змісту видів мистецької діяльності обґрунтовується як найбільш ефективний принцип навчання музики дітей даної категорії. Комплексно аналізуються історичні та соціокультурні джерела гармонізації особистості засобами мистецтва. Проводяться античні паралелі культурного онтогенезу України та вплив давньогрецької культури на розвиток української системи музично-естетичного виховання. Автором розглядаються причини відставання рівня початкової музичної освіти дітей даної категорії від дітей з нормальним зором та шляхи забезпечення процесу її нормалізації. Представлені автором і розробки : модульно-ейдетична модель початкової музичної освіти дітей з порушеннями зору, поетапна методика її опанування, Державний стандарт і програмно-методичне забезпечення цього напрямку освіти. Розкриваються сучасні вимоги до фахової підготовки вчителів музики для спеціальних шкіл дітей з вадами зору, обґрунтовується необхідність реформування цього напрямку освіти. Ключові слова : , , , , , uk_UA
dc.description.abstract В диссертации впервые рассматриваются теоретические и методические основы интеграционной направленности начального музыкального образования детей с нарушениями зрения, которое определяется как феномен эстетической и художественной культуры личности. Раскрыты основные концептуальные положения, которые составляют теоретико-методологические основы интеграционной направленности этого вида обучения : философские (национальная парадигма философии образования и философия музыки), естественнонаучные, историко-социальные, поликультурные, психологические, педагогические, тифлологические. Освещение методологических основ начального музыкального образования детей с нарушениями зрения раскрывает научные основания комплекса базовых взаимоинтегрующих и взаимозависимых подходов : гуманистических, катамнезно-антропологических, коррекционно-компенсаторных, личносно-эвристических, рефлексивно-деятельных, инкультуративных, аксиологических, системно-контруктивных. Интеграция художественных видов деятельности обосновывается как наиболее эффективный принцип обучения музыке детей данной категории. Комплексно анализируются исторические и социокультурные источники гармонизации личности средствами искусства. Проводятся античные параллели культурного онтогенеза Украины и влияние древнегреческой культуры на развитие украинской системы музыкального воспитания и образования, раскрывается ее гуманистический характер. Раскрыта коррекционно-компенсаторная ценность музыкального искусства, которая заключается в том, что оно выступает наиболее эффективным средством эстетичного влияния на личность. Во время участия учеников с нарушениями зрения в различных музыкальных видах деятельности активизируются сохранные анализаторные системы за счет их синтетической работы и развиваются музыкальные способности. Естественно происходит гедонистический эффект музыкального обучения; разностороннее интегрированное восприятие музыкально-художественных образов; коррекция и компенсация эмоциональных характеристик “образов мира” и формирование полноценных представлений о прекрасном и адекватном к нему отношении. К новизне относятся такие направления исследования – обобщенно : развитие социально-исторической динамики музыцирования слепых на основе анализа социокультурного онтогенеза тифлопедагогики; конкретизировано : содержание начального музыкального образования интеграционной направленности детей с нарушениями зрения; уточнено : толкование понятия “начальное музыкальное образование” относительно детей с нарушениями зрения; понятийный аппарат и систему принципов обучения музыке; получили дальнейшее развитие положения : об использовании в педагогической практике школ-интернатов для детей со зрительными недостатками функций музыкального искусства : музыкотерапевтических, коррекционно-компенсаторных, учебно-познавательных, розвивающе-воспитательных, гедонистических; ранняя профессиональная ориентация одаренных детей с недостатками зрения в области музыкального искусства; область музыкальной тифлопедагогики, начатая В. Гаюи (в конце ХVІІІ ст.) и забытая. В исследовании представлен анализ существующей педагогической практики организации начального музыкального обучения в специальных школах-интернатах для детей с нарушениями зрения. Описаны его недостатки, которые заключаются в невыполнении целей и современных заданий специального начального музыкального образования обеспечивающих их музыкальную компетенцию, рассматриваются причины отставания уровня начального музыкального образования детей данной категории от детей с нормальным зрением и раскрываются эффективные пути его нормализации. Определено содержание и компонентная структура начального музыкального образования детей с нарушением зрения, критерии и показатели её оценивания, представлена авторская модульно-эйдетическая модель интеграционной направленности начального музыкального образования (МЭМИННМО) детей данной категории и поэтапная методика её освоения. Автором описываются современные требования к профессиональной подготовке учителей музыки для специальных школ-интернатов детей с недостатками зрения, обосновывается острая необходимость реформирования этого направления вузовского образования. uk_UA
dc.description.abstract In dissertation theoretical and methodical bases of integration orientation of primary musical education of children are first examined with the paropsiss, where musical education concerns as the phenomenon of aesthetically beautiful and artistic culture of personality. Integration of maintenance of artistic activity is grounded as the most effective principle of teaching to music of children of this category. Complex the historical, social and cultural sources of harmonization of personality by facilities of art are analyses in the countries of Western Europe. It is compared ancient and influencing of the ancient Greek culture cultural ontogenesis of Ukraine on development of the Ukrainian system of musical education and education, its humanism character opens up. An author examine the reasons of lag of level of primary musical education of children of this category from children with normal sight and the ways of providing of process of its normalization open up. The modern requirements are described to professional preparation of music masters for the special schools of children with the lacks of sight, the sharp necessity of reformation of this direction of school and institute of higher education is grounded. uk_UA
dc.language.iso uk uk_UA
dc.publisher Видавництво НПУ ім. М.П. Драгоманова uk_UA
dc.subject діти з порушенням зору uk_UA
dc.subject початкова музична освіта uk_UA
dc.subject інтеграційна спрямованість uk_UA
dc.subject корекція uk_UA
dc.subject компенсація uk_UA
dc.subject рання профорієнтація uk_UA
dc.subject дети с нарушением зрения uk_UA
dc.subject начальное музыкальное образование uk_UA
dc.subject интеграционная направленность uk_UA
dc.subject коррекция uk_UA
dc.subject компенсация uk_UA
dc.subject ранняя профориентация uk_UA
dc.subject children with paropsis uk_UA
dc.subject primary musical education uk_UA
dc.subject integration, correction uk_UA
dc.subject indemnification uk_UA
dc.subject early professional orientation uk_UA
dc.subject.classification 373.3376.352.016:78(043.3) uk_UA
dc.title Теоретико-методичні засади інтеграційної спрямованості музичної освіти молодших школярів з порушеннями зору uk_UA
dc.type Other uk_UA


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу