ISSN: 2310-8290
Показати скорочений опис матеріалу
dc.contributor.author | Кайки, Марія Юріївна | |
dc.date.accessioned | 2016-04-01T08:57:59Z | |
dc.date.available | 2016-04-01T08:57:59Z | |
dc.date.issued | 2010 | |
dc.identifier.citation | Кайки М. Ю. Вербалізація оцінних значень в російській дитячій літературі середини ХХ-початку ХХІ століття : автореф. дис. ... канд. філол. наук : 10.02.02 / М. Ю. Кайки ; керівник роботи Л. П. Іванова ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2010. - 20 с. | uk_UA |
dc.identifier.uri | http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/9763 | |
dc.description.abstract | Дисертацію присвячено дослідженню мовних засобів оформлення оцінки в російській дитячій літературі середини ХХ – початку ХХІ століття. Проаналізовано прагматичний та когнітивний підходи до аналізу оцінки; розглянуто сучасні класифікації оцінних значень, і на їх основі сформовано нову класифікацію оцінок. Виділено й описано різні види оцінки: квантитативну, емоційну, естетичну, етичну, сенсорну, раціональну, логічну, соціальну на фонетичному, лексичному, словотвірному й граматичному рівнях мовної структури. З’ясовано вербальні засоби оформлення оцінки в дитячій літературі радянського періоду (на матеріалі текстів В. Ю. Драгунського й М. М. Носова) та пострадянського періоду (на матеріалі текстів Е. М. Успенського й Г. Б. Остера). Встановлено, що найбільш поширеним видом оцінки у дитячій літературі радянського періоду є кількісна, а в літературі пострадянського періоду – емоційна оцінка. Зроблено висновок про те, що найбільш частотними засобами вираження усіх видів оцінних значень у двох періодах літератури є лексичні засоби мови; виявлено істотну різницю в кількості мікротекстів із соціальною оцінкою. | uk_UA |
dc.description.abstract | Диссертация посвящена исследованию языковых средств оформления оценки в русской детской литературе середины ХХ – начала ХХІ века. На основании проанализированного материала сделан вывод о том, что роль оценки в жизни общества велика, она реализует отношение языкового коллектива к предметам или понятиям действительности, поэтому нуждается во всестороннем и глубоком изучении. Для анализа были взяты два синхронных среза: советская и постсоветская литература. Точкой отсчета постсоветского времени является процесс «перестройки», который начался в 1985 году. Проанализированы прагматический и когнитивный подходы к исследованию оценки; рассмотрены классификации категории оценки, принятые в современной лингвистической литературе. Выделены и описаны следующие виды оценки: квантитативная, эмоциональная, эстетическая, этическая, сенсорная, рациональная, логическая, социальная. Изучены вербальные средства оформления оценки в детской литературе советского периода (на материале текстов В. Ю. Драгунского и Н. Н. Носова) и постсоветского периода (на материале текстов Э. Н. Успенского и Г. Б. Остера). Категория оценки рассмотрена на всех уровнях языковой структуры: фонетическом, лексическом, словообразовательном и грамматическом. Установлено, что наиболее высокочастотным видом оценки в текстах советской детской литературы является количественная. Репрезентировали указанный вид оценки преимущественно лексические средства языка: каламбур, реминисценция, прием обманутого ожидания, гипербола, литота, метонимия, гиперболическая метафора, окказиональная метафора, синонимия. Установлено, что эмоциональная оценка является наиболее высокочастотным видом данной категории в произведениях начала ХХI в., она эксплицирована преимущественно лексическими средствами языка: антропонимами, окказионализмами, каламбурами, авторским обновлением фразеологизмов, эпитетами, жаргонной лексикой, аллюзией, реминисценцией, метонимией. Сделан вывод о том, что высокочастотными средствами выражения всех видов оценочных значений в двух периодах литературы являются лексические средства языка. В ходе сопоставления видов оценки в двух исследуемых периодах детской литературы было выявлено существенное различие в количестве микротекстов с содержанием социальной оценки. В детской литературе середины ХХ века обнаружено всего 5 примеров, в постсоветской литературе данный вид оценки оказался высокочастотным. В советской детской литературе социальная оценка выражалась в пределах целого текста, но в микротекстах практически не оформлялась. Для выражения социальной оценки в постсоветской литературе авторы часто использовали аллюзию, реминисценцию, приемы языковой игры, разговорную, просторечную, даже жаргонную лексику. Употребление указанной лексики было ограничено в текстах литературы советского периода, а жаргонная лексика практически не допускалась. В постсоветской детской литературе отсутствует присущая советской детской литературе стилистическая выдержанность, учет возрастных и психологических особенностей ребенка. Обилие окказиональных слов, жаргонизмов, слов со сниженной стилистической окраской приводит к расшатыванию языковой нормы, размыванию ее границ. Частое использование авторами современной детской литературы аллюзий, реминисценций, каламбуров и других приемов языковой игры указывает на то, что современная детская литература не всегда ориентирована на маленького читателя, а зачастую обращена к взрослым, поскольку иногда предусматривает знания, которых у детей не может еще быть в силу их возраста и неопытности. В диссертации сформирована новая классификация оценки, разработана методика ее анализа в текстах детской литературы в диахронии, предусматривающая сопоставление видов оценки, языкового ее воплощения и частотности использования языковых средств всех уровней иерархии языка в двух синхронных срезах. В научный обиход включен новый материал (русскоязычная детская литература двух периодов). Результаты работы могут быть использованы в процессе преподавания стилистики русского языка, лингвистического анализа художественного текста, курса детской литературы, чтения спецкурсов по проблемам лингвистической аксиологии и детской литературе, для написания научных работ. | uk_UA |
dc.description.abstract | The thesis analyses language means of registration of an estimation in Russian children's literature of middle ХХ – beginnings ХХІ of a century. Different kinds of estimation were standed out and were described: a quantitative estimation, an emotional estimation, an ethical estimation, an aesthetic estimation, a touch estimation, a logic estimation, a rational estimation, a social estimation. Verbal means of registration of an estimation meanings in the children's literature of the Soviet period (on a material of texts of V. Ju. Dragunsky and N. N. Nosov) аnd Post-Soviet period (on a material of texts of E. N. Uspensky and G. B. Oster) are studied. The estimation category is considered at all levels of language structure: phonetic, lexical, word-formation and grammatical. It is established that the most high-frequency kind of an estimation is quantitative in the literature of the Soviet period, the emotional estimation is the most high-frequency kind of the given category in texts of beginning of ХХI century. | uk_UA |
dc.language.iso | uk | uk_UA |
dc.publisher | Видавництво НПУ ім. М.П. Драгоманова | uk_UA |
dc.subject | оцінка | uk_UA |
dc.subject | кількісна оцінка | uk_UA |
dc.subject | емоційна оцінка | uk_UA |
dc.subject | етична оцінка | uk_UA |
dc.subject | естетична оцінка | uk_UA |
dc.subject | сенсорна оцінка | uk_UA |
dc.subject | логічна оцінка | uk_UA |
dc.subject | раціональна оцінка | uk_UA |
dc.subject | соціальна оцінка | uk_UA |
dc.subject | класифікація оцінних значень | uk_UA |
dc.subject | оценка | uk_UA |
dc.subject | количественная оценка | uk_UA |
dc.subject | эмоциональная оценка | uk_UA |
dc.subject | этическая оценка | uk_UA |
dc.subject | эстетическая оценка | uk_UA |
dc.subject | сенсорная оценка | uk_UA |
dc.subject | логическая оценка | uk_UA |
dc.subject | рациональная оценка | uk_UA |
dc.subject | социальная оценка | uk_UA |
dc.subject | классификация оценочных значений | uk_UA |
dc.subject | an estimation | uk_UA |
dc.subject | a quantitative estimation | uk_UA |
dc.subject | an emotional estimation | uk_UA |
dc.subject | an ethical estimation | uk_UA |
dc.subject | an aesthetic estimation | uk_UA |
dc.subject | a touch estimation | uk_UA |
dc.subject | a logic estimation | uk_UA |
dc.subject | a rational estimation | uk_UA |
dc.subject | a social estimation | uk_UA |
dc.subject | estimation’s meanings classification | uk_UA |
dc.subject.classification | 811.161.1'42:821.161.1"19-20" | uk_UA |
dc.title | Вербалізація оцінних значень в російській дитячій літературі середини ХХ-початку ХХІ століття | uk_UA |
dc.type | Other | uk_UA |