Цифровий репозитарій
Українського державного університету
імені Михайла Драгоманова

Вербалізація оцінних значень в російській дитячій літературі середини ХХ-початку ХХІ століття

ISSN: 2310-8290

Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Кайки, Марія Юріївна
dc.date.accessioned 2016-04-01T08:57:59Z
dc.date.available 2016-04-01T08:57:59Z
dc.date.issued 2010
dc.identifier.citation Кайки М. Ю. Вербалізація оцінних значень в російській дитячій літературі середини ХХ-початку ХХІ століття : автореф. дис. ... канд. філол. наук : 10.02.02 / М. Ю. Кайки ; керівник роботи Л. П. Іванова ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2010. - 20 с. uk_UA
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/9763
dc.description.abstract Дисертацію присвячено дослідженню мовних засобів оформлення оцінки в російській дитячій літературі середини ХХ – початку ХХІ століття. Проаналізовано прагматичний та когнітивний підходи до аналізу оцінки; розглянуто сучасні класифікації оцінних значень, і на їх основі сформовано нову класифікацію оцінок. Виділено й описано різні види оцінки: квантитативну, емоційну, естетичну, етичну, сенсорну, раціональну, логічну, соціальну на фонетичному, лексичному, словотвірному й граматичному рівнях мовної структури. З’ясовано вербальні засоби оформлення оцінки в дитячій літературі радянського періоду (на матеріалі текстів В. Ю. Драгунського й М. М. Носова) та пострадянського періоду (на матеріалі текстів Е. М. Успенського й Г. Б. Остера). Встановлено, що найбільш поширеним видом оцінки у дитячій літературі радянського періоду є кількісна, а в літературі пострадянського періоду – емоційна оцінка. Зроблено висновок про те, що найбільш частотними засобами вираження усіх видів оцінних значень у двох періодах літератури є лексичні засоби мови; виявлено істотну різницю в кількості мікротекстів із соціальною оцінкою. uk_UA
dc.description.abstract Диссертация посвящена исследованию языковых средств оформления оценки в русской детской литературе середины ХХ – начала ХХІ века. На основании проанализированного материала сделан вывод о том, что роль оценки в жизни общества велика, она реализует отношение языкового коллектива к предметам или понятиям действительности, поэтому нуждается во всестороннем и глубоком изучении. Для анализа были взяты два синхронных среза: советская и постсоветская литература. Точкой отсчета постсоветского времени является процесс «перестройки», который начался в 1985 году. Проанализированы прагматический и когнитивный подходы к исследованию оценки; рассмотрены классификации категории оценки, принятые в современной лингвистической литературе. Выделены и описаны следующие виды оценки: квантитативная, эмоциональная, эстетическая, этическая, сенсорная, рациональная, логическая, социальная. Изучены вербальные средства оформления оценки в детской литературе советского периода (на материале текстов В. Ю. Драгунского и Н. Н. Носова) и постсоветского периода (на материале текстов Э. Н. Успенского и Г. Б. Остера). Категория оценки рассмотрена на всех уровнях языковой структуры: фонетическом, лексическом, словообразовательном и грамматическом. Установлено, что наиболее высокочастотным видом оценки в текстах советской детской литературы является количественная. Репрезентировали указанный вид оценки преимущественно лексические средства языка: каламбур, реминисценция, прием обманутого ожидания, гипербола, литота, метонимия, гиперболическая метафора, окказиональная метафора, синонимия. Установлено, что эмоциональная оценка является наиболее высокочастотным видом данной категории в произведениях начала ХХI в., она эксплицирована преимущественно лексическими средствами языка: антропонимами, окказионализмами, каламбурами, авторским обновлением фразеологизмов, эпитетами, жаргонной лексикой, аллюзией, реминисценцией, метонимией. Сделан вывод о том, что высокочастотными средствами выражения всех видов оценочных значений в двух периодах литературы являются лексические средства языка. В ходе сопоставления видов оценки в двух исследуемых периодах детской литературы было выявлено существенное различие в количестве микротекстов с содержанием социальной оценки. В детской литературе середины ХХ века обнаружено всего 5 примеров, в постсоветской литературе данный вид оценки оказался высокочастотным. В советской детской литературе социальная оценка выражалась в пределах целого текста, но в микротекстах практически не оформлялась. Для выражения социальной оценки в постсоветской литературе авторы часто использовали аллюзию, реминисценцию, приемы языковой игры, разговорную, просторечную, даже жаргонную лексику. Употребление указанной лексики было ограничено в текстах литературы советского периода, а жаргонная лексика практически не допускалась. В постсоветской детской литературе отсутствует присущая советской детской литературе стилистическая выдержанность, учет возрастных и психологических особенностей ребенка. Обилие окказиональных слов, жаргонизмов, слов со сниженной стилистической окраской приводит к расшатыванию языковой нормы, размыванию ее границ. Частое использование авторами современной детской литературы аллюзий, реминисценций, каламбуров и других приемов языковой игры указывает на то, что современная детская литература не всегда ориентирована на маленького читателя, а зачастую обращена к взрослым, поскольку иногда предусматривает знания, которых у детей не может еще быть в силу их возраста и неопытности. В диссертации сформирована новая классификация оценки, разработана методика ее анализа в текстах детской литературы в диахронии, предусматривающая сопоставление видов оценки, языкового ее воплощения и частотности использования языковых средств всех уровней иерархии языка в двух синхронных срезах. В научный обиход включен новый материал (русскоязычная детская литература двух периодов). Результаты работы могут быть использованы в процессе преподавания стилистики русского языка, лингвистического анализа художественного текста, курса детской литературы, чтения спецкурсов по проблемам лингвистической аксиологии и детской литературе, для написания научных работ. uk_UA
dc.description.abstract The thesis analyses language means of registration of an estimation in Russian children's literature of middle ХХ – beginnings ХХІ of a century. Different kinds of estimation were standed out and were described: a quantitative estimation, an emotional estimation, an ethical estimation, an aesthetic estimation, a touch estimation, a logic estimation, a rational estimation, a social estimation. Verbal means of registration of an estimation meanings in the children's literature of the Soviet period (on a material of texts of V. Ju. Dragunsky and N. N. Nosov) аnd Post-Soviet period (on a material of texts of E. N. Uspensky and G. B. Oster) are studied. The estimation category is considered at all levels of language structure: phonetic, lexical, word-formation and grammatical. It is established that the most high-frequency kind of an estimation is quantitative in the literature of the Soviet period, the emotional estimation is the most high-frequency kind of the given category in texts of beginning of ХХI century. uk_UA
dc.language.iso uk uk_UA
dc.publisher Видавництво НПУ ім. М.П. Драгоманова uk_UA
dc.subject оцінка uk_UA
dc.subject кількісна оцінка uk_UA
dc.subject емоційна оцінка uk_UA
dc.subject етична оцінка uk_UA
dc.subject естетична оцінка uk_UA
dc.subject сенсорна оцінка uk_UA
dc.subject логічна оцінка uk_UA
dc.subject раціональна оцінка uk_UA
dc.subject соціальна оцінка uk_UA
dc.subject класифікація оцінних значень uk_UA
dc.subject оценка uk_UA
dc.subject количественная оценка uk_UA
dc.subject эмоциональная оценка uk_UA
dc.subject этическая оценка uk_UA
dc.subject эстетическая оценка uk_UA
dc.subject сенсорная оценка uk_UA
dc.subject логическая оценка uk_UA
dc.subject рациональная оценка uk_UA
dc.subject социальная оценка uk_UA
dc.subject классификация оценочных значений uk_UA
dc.subject an estimation uk_UA
dc.subject a quantitative estimation uk_UA
dc.subject an emotional estimation uk_UA
dc.subject an ethical estimation uk_UA
dc.subject an aesthetic estimation uk_UA
dc.subject a touch estimation uk_UA
dc.subject a logic estimation uk_UA
dc.subject a rational estimation uk_UA
dc.subject a social estimation uk_UA
dc.subject estimation’s meanings classification uk_UA
dc.subject.classification 811.161.1'42:821.161.1"19-20" uk_UA
dc.title Вербалізація оцінних значень в російській дитячій літературі середини ХХ-початку ХХІ століття uk_UA
dc.type Other uk_UA


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу