ISSN: 2310-8290
Показати скорочений опис матеріалу
dc.contributor.author | Уварова, Юлія Вадимівна | |
dc.date.accessioned | 2014-11-21T10:48:20Z | |
dc.date.available | 2014-11-21T10:48:20Z | |
dc.date.issued | 2005 | |
dc.identifier.citation | Уварова, Юлія Вадимівна. Особистісні детермінанти формування стилю педагогічного спілкування у майбутніх учителів : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Ю. В. Уварова ; наук. кер. Л. В. Долинська ; Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2005. - 20 с. | uk_UA |
dc.identifier.uri | http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/6006 | |
dc.description.abstract | Дисертація присвячена проблемі формування позитивного, особистісно орієнтованого ставлення майбутніх учителів до оточуючих як передумови становлення індивідуального стилю педагогічного спілкування. На основі поєднання двох параметрів: “домінантність - підкореність” та “дружелюбність – агресивність” виділено п’ять узагальнених типів ставлення до оточуючих (домінантно-дружелюбний, м’який; домінантно-дружелюбний, жорсткий; домінантно-агресивний, підкорено-дружелюбний; підкорено-агресивний). Обґрунтовано та виділено особистісні детермінанти стильових особливостей спілкування майбутніх педагогів: самооцінка (як компонент Я-концепції особистості), рівень самоактуалізації особистості та особистісна зрілість. Розроблено та апробовано програму формування позитивного ставлення студентів до оточуючих через гармонізацію Я-концепції особистості майбутніх учителів, активізацію процесів їх самоактуалізації та підвищення рівня особистісної зрілості. Результати дослідження можуть бути використані в процесі підготовки майбутніх педагогів до професійної діяльності. | uk_UA |
dc.description.abstract | Диссертация посвящена проблеме формирования положительного, личностно-ориентированного отношения будущих учителей к окружающим как условия становления индивидуального стиля педагогического общения. В диссертационном исследовании представлены анализ и обобщение научных подходов к изучению стиля общения и стиля педагогического общения, на основе которых раскрыта сущность понятия “стиль педагогического общения”, подходы к его классификации, особенности детерминации, его роль в эффективности организации профессиональной педагогической деятельности учителя. В психолого-педагогической литературе сформировались два подхода к определению стилей общения и стилей педагогического общения: личностный и ситуационный. Личностный подход связан с описанием и углубленным анализом типологически отличных стилей общения, построением их классификаций, изучением личностных детерминант. В рамках этого подхода стиль общения определяется как индивидуально-стабильная форма коммуникативного поведения человека, которая проявляется в любых условиях взаимодействия. Ситуационный подход смещает акцент в объяснении особенностей общения индивида с его личностных характеристик на внешние обстоятельства, особенности ситуации: поведение партнера по общению, взаимоотношения, которые сложились между субъектами взаимодействия, характер решаемых задач. Стиль педагогического общения рассматривается нами не только как совокупность присущих учителю устойчивых, стабильных во времени и трансситуационных способов коммуникативного поведения, но и как его личностное приобретение, являющееся результатом его самоопределения и самоактуализации. Такое понимание стиля педагогического общения дает возможность говорить о формировании его отдельных компонентов не только в процессе профессиональной деятельности учителя, но уже и во время профессиональной подготовки студентов педагогических вузов. Речь идет при этом не собственно о стиле педагогического общения, а о склонности к определенному стилю, поскольку стиль педагогического общения может проявляться только при условии включения личности в профессионально-педагогическую деятельность. Выделены типы отношения будущих педагогов к окружающим как предпосылка формирования в дальнейшем стиля педагогического общения (доминантно-дружелюбный, мягкий; доминантно-дружелюбный, жесткий; доминантно-агрессивный; подчиненно-дружелюбный; подчиненно-агрессивный). Доминантно-дружелюбный, мягкий тип отношения к окружающим рассматривается как наиболее продуктивный, на основе которого может сформироваться эффективный индивидуальный стиль педагогического общения, поскольку сочетает в себе дружелюбное отношение к окружающим с требовательностью, умением отстоять своё мнение, склонностью к лидерству. Все другие выделенные типы отношения к окружающим являются непродуктивными, так как характеризуются диспропорциями в проявлениях показателей доминирования и дружелюбия. Обнаружена взаимосвязь между типами отношения студентов к окружающим и их интегральными личностными образованиями: самооценкой (как компонентом Я-концепции личности), уровнем самоактуализации личности и личностной зрелостью. Продуктивному типу отношения к окружающим соответствует более высокий уровень самоактуализации и личностной зрелости и адекватно высокая самооценка. Разработана программа формирования положительного, личностно-ориентированного отношения будущих учителей к окружающим посредством коррекции их интегральных личностных образований. Робота проходила в рамках активной групповой формы организации обучения, построенного по принципам социально-психологического тренинга. В результате формирующего эксперимента у студентов произошла гармонизация Я-концепции личности, которая проявилась в смещении самооценки в сторону адекватности; активизировались процессы самоактуализации личности, и повысился уровень личностной зрелости. Изменения во внутренней, личностной сфере привели к трансформации внешних, поведенческих проявлений стилевых особенностей общения будущих учителей: значительное число студентов переориентировалось на доминантно-дружелюбный, мягкий тип отношения к окружающим, который характеризуется гармоничным сочетанием параметров доминирования и дружелюбия. Результаты исследования могут быть использованы для повышения эффективности подготовки будущих учителей к профессионально-коммуникативной деятельности. | uk_UA |
dc.description.abstract | The purpose of this study was to examine the problem of forming positive, personally-oriented attitude toward others as the condition of formation of individual pedagogical communication style of future teachers. Based on the integration of two parameters: “domination – submission” and “amicability – aggression,” the researcher determined five generalized types of attitude toward others: dominant-amicable – gentle; dominant-amicable – tough; dominant-aggressive; submissive-amicable; and submissive-aggressive. Also, the researcher specified and substantiated personal determinants of the stylistic features of communication of future teachers, including: self-appraisal (as the component of personal Me-conception); level of self-actualization, and personal maturity. The researcher developed the program of forming students’ positive attitude toward others through harmonization of Me-conception of future teachers, activation of the processes of their self-actualization, and increasing of the level of their personal maturity. The results of this study can be used for professional preparation of future teachers. | uk_UA |
dc.language.iso | uk | uk_UA |
dc.publisher | Вид-во НПУ ім. М. П. Драгоманова | uk_UA |
dc.subject | стиль спілкування | uk_UA |
dc.subject | стиль общения | uk_UA |
dc.subject | style of communication | uk_UA |
dc.subject | педагогічне спілкування | uk_UA |
dc.subject | педагогическое общение | uk_UA |
dc.subject | pedagogical communication | uk_UA |
dc.subject | стиль педагогічного спілкування | uk_UA |
dc.subject | стиль педагогического общения | uk_UA |
dc.subject | style of pedagogical communication | uk_UA |
dc.subject | тип ставлення до оточуючих | uk_UA |
dc.subject | тип отношения к окружающим | uk_UA |
dc.subject | type of attitude toward others | uk_UA |
dc.subject | особистісні детермінанти стилю педагогічного спілкування | uk_UA |
dc.subject | личностные детерминанты стиля педагогического общения | uk_UA |
dc.subject | personal determinants of style of pedagogical communication | uk_UA |
dc.subject | самооцінка | uk_UA |
dc.subject | самооценка | uk_UA |
dc.subject | self-appraisal | uk_UA |
dc.subject | Я-концепція | uk_UA |
dc.subject | Я-концепция | uk_UA |
dc.subject | Me-conception | uk_UA |
dc.subject | рівень самоактуалізації особистості | uk_UA |
dc.subject | уровень самоактуализации личности | uk_UA |
dc.subject | level of personal self-actualization | uk_UA |
dc.subject | особистісна зрілість | uk_UA |
dc.subject | личностная зрелость | uk_UA |
dc.subject | personal maturity | uk_UA |
dc.subject | активне соціально-психологічне навчання | uk_UA |
dc.subject | активное социально-психологическое обучение | uk_UA |
dc.subject | active social-psychological training | uk_UA |
dc.subject.classification | 159: 37.015.3 | uk_UA |
dc.title | Особистісні детермінанти формування стилю педагогічного спілкування у майбутніх учителів | uk_UA |
dc.type | Other | uk_UA |