Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Халіков, Руслан Халікович
dc.date.accessioned 2021-04-06T09:31:29Z
dc.date.available 2021-04-06T09:31:29Z
dc.date.issued 2014
dc.identifier.citation Халіков Руслан Халікович. Форми і наслідки раціонаізації релігійних традицій : автореферат дис. ... канд. філос. наук : 09.00.11 - релігієзнавство / Халіков Руслан Халікович ; [наук. керівник Білокобильський Олександр Володимирович] ; М-во освіти і науки України, Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2014. - 18 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/33757
dc.description.abstract В дисертації визначаються та аналізуються основні форми раціоналізації релігійних традицій, а також результати, до яких призводять ці форми. Головним результатом раціоналізації є власне постання релігійної традиції як соціального явища, оскільки раціоналізація дозволяє перевести суб’єктивний релігійний досвід до інгерсуб’єктивної площини. Три форми раціоналізації релігійних традицій, досліджувані в дисертації, - це уніфікація та фіксація канону, систематизація та фіксація доктрини, а також постання соціальної ієрархічної структури. На основі поєднання феноменологічного та компаративного підходів простежуються конкретні вияви трьох форм раціоналізації в історії релігійних традицій, виводяться їхні сутнісні інваріантні риси, а також ситуативні риси, спричинені особливостями культурного фону. Аналіз сутнісних рис дозволяє побудувати модель раціоналізації та цілісну теорію релігії, що враховує важливу роль релігійного досвіду, проте робить своїм предметом раціоналізовані об’єктивації цього досвіду. ua
dc.description.abstract В диссертации определены и проанализированы основные формы рационализации религиозных традиций, а также результаты, к которым приводят эти формы. Автор не утверждает, что данные формы являются единственными, но они в полной мере отображают становление и теоретической рефлексии, и социальной базы, необходимых для дальнейшего существования традиции, передачи её в пространстве и времени. Три формы рационализации религиозных традиций, исследуемые в диссертации, - это унификация и фиксация канона, систематизация и фиксация доктрины, а также становление социальной иерархической структуры. Главным результатом рационализации является становление религиозной традиции как социального явления, поскольку рационализация позволяет перевести субъективный религиозный опыт в интерсубъективную плоскость. Рационализация, таким образом, является непременным атрибутом становления религиозной традиции, и не ведёт к её упадку, а наоборот, способствует институционализации и жизнеспособности даже при отсутствии обновления нуминозного опыта. Благодаря рационализации религиозной традиции задаются пределы дискурса об ортодоксии, эксплицируются изначально не артикулированные вероучительные и мировоззренческие установки традиции, легитимируются способы передачи традиции в условиях отсутствия носителей изначального религиозного опыта, специально обученными функционерами. В диссертации рассмотрены такие важные рычаги рационализации, как полемика и консенсус. В исследовании доказано, что пик рационализации религиозной традиции совпадает с переходом от oral history к организованной памяти — данный концепт был предложен исследовательской группой под руководством Яна Ассмана и используется в философии и антропологии культуры, но пока не получил должного раскрытия в украинском религиоведении. С другой стороны, пройдя пик рационализации, религиозная традиция может продолжать рационализироваться в дальнейшем, отвечая на внутренние и внешние вызовы. Также в диссертации соотнесено понятие рационализации в том смысле, в котором использует его автор исследования с понятиями секуляризации и институционализации, причём утверждается, что секуляризация в общепринятом модериоценгричном понимании является лишь частным случаем процесса рационализации. Для исследования форм рационализации религиозных традиций используется методология феноменологического религиоведения, при этом общее представление о том или ином феномене предлагается строить на основе сравнения функционально идентичных явлений в конкретных религиозных традициях. Религиозный опыт как один из важнейших ориентиров феноменологии религии не выбирается в качестве предмета исследования, поскольку не является релевантным для академического религиоведения, позволяя строить скорее теологические, философские или психологические интерпретации религии. Религиозный (или нуминозный) опыт признается важнейшей составляющей религиозной традиции, но в качестве предмета научного исследования предлагается взять именно рационализированные объективации данного опыта, поддающиеся позитивному изучению. Обезопасить результаты исследования от субъективных интерпретаций диссертанта позволяет широкое обращение к текстам носителей религиозных традиций (а следовательно, и присущего последним опыта), которые рефлексируют над элементами собственных традиций. Кроме того, привлекается историко-религиоведческий материал. На основе соединения феноменологического и компаративного подходов прослеживаются конкретные проявления трех основных форм рационализации в истории религиозных традиций, выводятся их сущностные инвариантные черты, а также ситуативные черты, обусловленные особенностями культурного фона. Анализ сущностных черт позволяет построить модель рационализации и целостную теорию религии, которая условно разделяет инвариантное ядро и зависящие от историко-культурного контекста отличия. ua
dc.description.abstract The dissertation identifies and analyses the main forms of rationalization of religious traditions, as well as the results these forms lead to. The main result of the rationalization, in fact, is the formation of the religious traditions as social phenomenon, because rationalization allows us to transfer the subjective religious experience into the intersubjective plane. The dissertation investigates three forms of rationalization of religious traditions — unification and the fixation of the canon, systematization and fixation of the doctrine, as well as the formation of the social hierarchy. On the basis of the connection of phenomenological and comparative approaches the specific manifestations of the three forms of rationalization in the history of religious traditions can be traced, their essential invariant features are concluded, as well as situational features, caused by the peculiarities of the cultural background. The analysis of the essential features allows us to build a model of the rationalization and the integral theory of religion, taking into account the important role of religious experience, but the subject of this theory is rationalized objectification of this experience. ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова ua
dc.subject раціоналізація ua
dc.subject релігійна традиція ua
dc.subject канон ua
dc.subject доктрина ua
dc.subject ієрархічна структура ua
dc.subject феноменологічний підхід ua
dc.subject rationalization ua
dc.subject religious tradition ua
dc.subject canon ua
dc.subject doctrine ua
dc.subject hierarchical structure ua
dc.subject phenomenological approach ua
dc.subject рационализация ua
dc.subject религиозная традиция ua
dc.subject канон ua
dc.subject доктрина ua
dc.subject иерархическая структура ua
dc.subject феноменологический подход ua
dc.subject.classification 165.172 ua
dc.title Форми і наслідки раціонаізації релігійних традицій ua
dc.title.alternative Формы и последствия рационализации религиозных традиций ua
dc.title.alternative Forms and results of the rationalization of religious traditions ua
dc.type Other ua


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу