ISSN: 2310-8290
Показати скорочений опис матеріалу
dc.contributor.author | Батюк, Наталія Орестівна | |
dc.date.accessioned | 2020-11-12T12:43:17Z | |
dc.date.available | 2020-11-12T12:43:17Z | |
dc.date.issued | 2003 | |
dc.identifier.citation | Батюк, Наталія Орестівна. Формування художньо-образного мислення молодших школярів на уроках музики : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 - теорія і методика навчання музики та музичного виховання / Батюк Наталія Орестівна ; [наук. керівник Реброва Олена Євгеніївна] ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2003. - 19 с. | ua |
dc.identifier.uri | http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/31854 | |
dc.description.abstract | Основу дисертації складає наукове обгрунтування методики формування художньо-образного мислення молодших школярів на уроках музики на основі українського фольклору; дано педагогічну інтерпретацію художньо-образного мислення; розроблено його компонентний склад, розкрито педагогічний потенціал фольклору на основі синкретично-цілісного сприймання його образів. Обґрунтовано і експериментально перевірено етапи формування художньо- образного мислення молодших школярів засобами фольклору в умовах уроку музики, акцентовано взаємопов’язаність та взаємодоповнюваність процесу формування художньо-образного та музично-образного мислення. | ua |
dc.description.abstract | В диссертации исследуется одна из актуальных проблем методики музыкального воспитания - формирование художественно-образного мышления младших школьников. Актуальность проблемы обусловлена потребностью обоснованных изменений в теории и практике гуманистического просвещения молодежи и новыми требованиями к уроку музыки как педагогическому резерву в формировании ценностных ориентаций личности. Исследование основывается на глубоком анализе отечественной и зарубежной литературны по вопросам развития художественно - образного мышления младших школьников на уроках музыки. В диссертации конкретизирована педагогическая интерпретация понятия "художественно-образное мышление младших школьников", сформулирован принцип целостного подхода к изучению и формированию художественно-образного мышления; отражена специфика его формирования как особенного регулятивного феномена в процессах отражения и обобщения действительности; разработано построение и проведение уроков музыки в соответствии с методикой воспитания и развития образного мышления учащихся (И.Зязюн, В.Бутенко, О.Руднинкая, О. Ростовський, С.Смирнов и др.); обосновано внедрение фольклора как целостного явления в учебно-воспитательном процессе уроков музыки (Н.Г.Костюк, Л.П.Корний, І.Ф.Ляшенко, Т.В.Мартынюк, В.Д.Шульгина). Художественно-образное мышление младших школьников в диссертации представлено как разновидность ассоциативно-образного, связанного с каким-либо видом искусства или с их синтезом, как процессе оперирования мыслями и чувствами на основе восприятия художественного образа и жизненного опыта личности. Художественно-образное мышления младших школьников трактуется как познавательно-творческая деятельность, направленная на осмысление содержания образов искусства и их отображение в музыкально исполнительской деятельности. Структура художественно-образного мышления представлена как совокупность четырех функциональных компонентов: мотивационно- ценностного, эмоционально-эмпатического, рационально-когнитивного, творчески-деятельностного. В диссертации отмечено, что художественно-образное мышление кроме непосредственного функционального проявления характеризуется опосредованным отношением к тем или иным жизненным ценностям. Средством формирования художественно-образного мышления в диссертации выделено целостное восприятие фольклорной образности. Его многогранность (поэтическая, музыкальная, хореографическая, драматическая) обусловила разветвление фольклористики на ряд направлений, среди которых самые существенные словесная и музыкальная фольклористика. Каждое из названых направлений имеет свои подходы и методы в изучении. Но фольклор вобрал и эстетический, утилитарный, моральный, правовой, мировоззренческий опыт сотен поколений, который объединяется художественными синтетическими образами. Именно поэтому особое значение приобретают художественно-образные особенности фольклора - основа целостной и динамической системы, которая объединяет в художественных образах явления действительности и отношение к ним человека. В диссертации раскрывается феномен целостной фольклорной образности (С. Азбелов О. Братко-кутинский, Н.Велецкая, В.Гошовский, А.Иваницкий, О. Потебня, М. Попович, А.Спиркин), фольклор рассматривается как синкретическое явление, которое органически связано с жизнью человека, с его мироощущением. Образность старинного украинского фольклора особая, связанная с тысячелетними мыслеформулами, которые воссоздаются на уровне ассоциативно-образных представлений. Экспериментально доказано, что для повышения эффективности процесса формирования художественно образного мышления необходимо обеспечить ряд условий: целостное восприятие фольклорного образа, поэтапное погружение школьников в драматургию художественного явления, ориентацию на возрастные возможности осмысления содержания художественных образов учениками. Доказана эффективность таких методов, как: активизация ассоциативных связей между художественными произведениями и жизненными впечатлениями детей, создание эмоциональной ситуации постижения фольклорного явления, обеспечение целенаправленных подходов к осмыслению символики фольклора, побуждение школьников к художественно-оценочной деятельности и высказыванию суждений, собственных впечатлений; стимулирование творческого воображения через музыкально-ролевое вхождение в образ фольклора, приобщение к художественно-метафорическим сопоставлениям; накопление школьниками образно-информационного фонда фольклорных знаний. Кроме традиционных, модифицированных форм художественно-воспитательной работы в диссертации представлена новая форма урока - "урок-образ", содержание которого объединяло задами музыкального воспитания и народоведения. Проверка результативности проведенной экспериментальной работы происходила на основе сравнительного анализа уровней развития художественно-образного мышления в контрольной и экспериментальной группе. | ua |
dc.description.abstract | The Thesis is primarily devoted to scientific substantiation of the methods used to develop the artistic-creative thinking of students of the first years of study at musical lessons based on Ukrainian folklore; the pedagogic interpretation of artistic-creative thinking is given; the component composition of artistic-creative thinking is developed; the pedagogical potential of folklore has been disclosed on the basis of syncretic-integral perception of its images. The substantiation is given and experimental testing was performed of the phases of development of the artistic-creative thinking of students of the first years of study by means of folklore under conditions of musical lessons; the mutual interrelation and complementary nature of the process of artistic-creative thinking and musical-creative thinking development have been emphasized. | ua |
dc.language.iso | uk | ua |
dc.publisher | Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова | ua |
dc.subject | художньо-образне мислення | ua |
dc.subject | музичне мислення | ua |
dc.subject | цілісність сприймання | ua |
dc.subject | образність фольклору | ua |
dc.subject | синкретизм | ua |
dc.subject | художественно-образное мышление | ua |
dc.subject | музыкальное мышление | ua |
dc.subject | целостность восприятия | ua |
dc.subject | образность фольклора | ua |
dc.subject | синкретизм | ua |
dc.subject | artistic-creative thinking | ua |
dc.subject | musical thinking | ua |
dc.subject | integrity of perception | ua |
dc.subject | folklore figurativeness | ua |
dc.subject | syncretism | ua |
dc.subject.classification | 372.878:159.7:159.955 | ua |
dc.title | Формування художньо-образного мислення молодших школярів на уроках музики | ua |
dc.title.alternative | Формирование художественно - образного мышления младших школьников на уроках музыки | ua |
dc.title.alternative | Development of artistic-creative thinking of the students of first years of study at musical lessons | ua |
dc.type | Other | ua |