Цифровий репозитарій
Українського державного університету
імені Михайла Драгоманова

Теоретичні і методичні основи підготовки майбутнього вчителя фізики до впровадження інноваційних технологій навчання

ISSN: 2310-8290

Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Іваницький, Олександр Іванович
dc.date.accessioned 2020-10-29T12:52:45Z
dc.date.available 2020-10-29T12:52:45Z
dc.date.issued 2005
dc.identifier.citation Іваницький, Олександр Іванович. Теоретичні і методичні основи підготовки майбутнього вчителя фізики до впровадження інноваційних технологій навчання : автореферат дис. ... докт. пед. наук : 13.00.02 - теорія і методика навчання фізики / Іваницький Олександр Іванович ; [наук. консультант Сергєєв Олександр Васильович] ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2005. - 43 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/31597
dc.description.abstract Дисертацію присвячено розробці теоретико-методологічних та методичних основ підготовки майбутнього вчителя фізики до впровадження інноваційних технологій навчання в середній школі. Показано, що технологія навчання є новим напрямком розвитку дидактики фізики, що досліджує форми, методи і засоби навчання у їх системному поєднанні. Створено періодизацію розвитку технологій навчання фізики в середній школі. Побудовані класифікації технологій навчання та інноваційних технологій навчання фізики. Обгрунтована система особистісно орієнтованої підготовки майбутнього вчителя фізики, що грунтується на акмеологічній теорії навчально-професійної діяльності та використанні праксеологічного принципу контекстного навчання майбутніх фахівців проектуванню, створенню і експериментальній перевірці моделей діяльності вчителя фізики. Розроблена і експериментально апробована система акмеологі- чних технологій підготовки майбутнього вчителя фізики на контекстній основі, основним критерієм ефективності яких визначено рівень сформованості авторської системи діяльності студента як учителя фізики. ua
dc.description.abstract Диссертация посвящена разработке теоретико-методологических и методических основ подготовки будущего учителя физики к внедрению инновационных технологий обучения в средней школе. Показано, что дополнение системы дидактических принципов принципами демократизации и гуманизации обучения вызвало существенные изменения структуры, целей, содержания, форм и методов обучения физике, переориентацию в обучении физике на личностноориентированное обучение. Одним из существенных факторов этих нововведений явилась процессуальная часть дидактики физики - технологии обучения физике. Показано, что основой создания личностно-ориентированных технологий обучения физике является теория формирования полноценной учебной деятельности. Раскрыты особенности ее применения к обучению физике в условиях технологизации учебного процесса. На основе теоретико-содержательного анализа ронятия «технология обучения физике» показано, что последняя является системным способом организации деятельности учителя и учащихся в процессе обучения физике, при котором реализация учебной цели достигается согласованным сочетанием организационных форм, методов и средств обучения физике. Сделан вывод, что понятие «методика обучения физике» является содержательно большим по объему, нежели понятие «технология обучения физике». Определены предмет, задачи и структура технологий обучения физике, а также выделены группы монотехнологий. Создана периодизация развития технологий обучения физике в средней школе, дан анализ основных тенденций их развития. Построены классификации технологий обучения и инновационных технологий обучения физике. Исследованы иформационно-коммуникационные технологи обучения физике в контексте подготовки будущего учителя физики к использованию компьютерных технологий в учебном процессе. Обоснована система личностно ориентированной подготовки будущего учителя физики, основанная на акмеологической теории учебно-профессиональной деятельности и использовании праксеологического принципа контекстного обучения будущих специалистов проектированию, созданию и экспериментальной проверке высокопродуктивных моделей - систем деятельности учителя физики. Обоснованы концептуальные основы подготовки будущего учителя физики к внедрению инновационных технологий обучения физике в средней школе: построение теоретического представления о технологии обучения физике, разработка научного описания технологии на основе ввода понятия “инвариант учебного процесса по физике”, выделение монотехнологий обучения физике и принципов конструирования обобщенных технологий обучения физике в средней школе; этапы, формы, методы и средства формирования технологических знаний и умений студентов путем разработки и реализации акмеологических технологий подготовки будущего учителя физики. Концептуальной основой проектирования и реализации таких технологий является контекстное обучение согласованному сочетанию форм, методов и средств обучения физике как составляющих конкретных технологий обучения, ориентация специальной подготовки будущего учителя физики на создание высокоэффективной авторской системы деятельности как ядра методической системы работы учителя физики. В ходе разработки акмеологических технологий осуществлена методологическая переориентация дидактической системы подготовки будущего учителя физики с информационных аспектов изучения курса «Методика преподавания физики» на деятельностные с акцентом на контекстное обучение, реализована непрерывность методической подготовки с учетом познавательных возможностей студентов введением пропедевтического, базового, имитационного и реализационного этапов. Разработан спецкурс «Инновационные технологии обучения физике в средней школе», содержательный компонент которого содержит блок психолого-педагогических концепций, понятий и категорий, блок понятий и категорий по методике обучения физике и блок технологических знаний. Основной задачей при изучении спецкурса являлось формирование технологических знаний студентов, умений их взвешенного и научно обоснованного применения в реальном учебном процессе, а ее реализация состояла в обеспечении самостоятельного прохождения студентом полного профессионального цикла: от проектирования и разработки конкретной технологиии обучения физике с учетом соответствующих условий ее функционирования до ее имитационной реализации. Особенностью организации и проведения акмеологической педагогической практики на контекстной основе была непосредственная проверка и коррекция авторской системы деятельности студента. Разработана и экспериментально апробирована система акмеологических технологий подготовки будущего учителя физики на контекстной основе, основным критерием эффективности которых определен уровень сформированности авторской системы деятельности студента в качестве учителя физики. ua
dc.description.abstract The dissertation is devoted to the development of the theoretic-methodological and methodical bases of preparing a future of Physics’teacher for the instituting of innovative technologies into the process of study in Secondary School. It is proved that this technology of study is the new direction of the Physics didactics’ development, and it is investigating the fonus, methods and ways of study in their systematic union. It is performed the periodicity of the technologies’ of studying Physics in Secondary school development. The classification of the technologies of study and the innovative technologies of studiing Physics was built. The system of personally oriented preparing of a future Physics teacher was settled down, and it is based on the acmeological theory of the study-professional activity and the usage of the praxeologigal principle in the context teachching the future specialists to design, to create and experimentaly verify the highproductive modes - the systems of Physics teacher’s activity. The system of the acmeological technologies of preparing the future Physics teacher on the context basis was developed and experimentally verified, and the main criterion of their effectiveness is the level of completeness of author’s activity system of a student as a Physics teacher. ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова ua
dc.subject технологія навчання ua
dc.subject класифікація технологій ua
dc.subject контекстне навчання ua
dc.subject акмеологічна технологія ua
dc.subject авторська система діяльності ua
dc.subject технология обучения ua
dc.subject классификация технологий ua
dc.subject контекстное обучение ua
dc.subject акмеологическая технология ua
dc.subject авторская система деятельности ua
dc.subject technologies of study ua
dc.subject classification of the technologies ua
dc.subject context teachching ua
dc.subject the acmeological technologies ua
dc.subject author’s activity system ua
dc.subject.classification 378.147: 53 : 37.04 ua
dc.title Теоретичні і методичні основи підготовки майбутнього вчителя фізики до впровадження інноваційних технологій навчання ua
dc.title.alternative The theoretical and methodical bases of preparing a future teacher of Physics for the instituting of innovative technologies into the process of study in Secondary School ua
dc.type Other ua


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу