Цифровий репозитарій
Українського державного університету
імені Михайла Драгоманова

Теоретико-методичні засади навчання загальної фізики майбутніх інженерів авіаційних спеціальностей

ISSN: 2310-8290

Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Кузнєцова, Олена Яківна
dc.date.accessioned 2020-10-15T07:53:53Z
dc.date.available 2020-10-15T07:53:53Z
dc.date.issued 2013
dc.identifier.citation Кузнєцова, Олена Яківна. Теоретико-методичні засади навчання загальної фізики майбутніх інженерів авіаційних спеціальностей : автореф. дис. ... докт. пед. наук : 13.00.02 - теорія та методика навчання (фізика) / Кузнєцова Олена Яківна ; [наук. консультант Куліш Віктор Васильович] ; М-во освіти і науки України, М-во освіти і науки України, Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2013. - 44 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/31178
dc.description.abstract У дисертації запропоновано сучасну концепцію навчання загальної фізики майбутніх інженерів авіаційних спеціальностей. Розроблено та впроваджено в реальну навчальну практику нової модульно-рейтингову технологію навчання загальної фізики майбутніх інженерів авіаційних спеціальностей, призначеної для роботи в умовах євроінтеграції вищої освіти, яка грунтується на концепції формування вмінь та навичок самостійного добування наукових і професійних знань в процесі вивчення курсу загальної фізики. У роботі проведено теоретико-методологічний аналіз сутності соціально-політичних та економічних процесів на загальноєвропейському просторі, які спричинили необхідність проведення освітніх реформ болонського типу; розкрито сучасні теоретико-методологічні умови реалізації поставлених Болонською декларацією завдань та описані зміни, що сталися в системі вітчизняної вищої освіти останніми десятиліттями; розроблено теоретичні засади та обгрунтовано концептуальні положення нової модульно-рейтингової технології, призначеної для навчання загальної фізики майбутніх інженерів авіаційних спеціальностей в умовах кредитно-модульної системи, впровадженої на рівні кафедри. Обгрунтовано і досліджено модульно-рейтингову методику організації та управління самостійної роботи студентів, консультаційно-контрольну' методику проведення практичних і лабораторних занять. Впроваджено розроблені навчально-методичні матеріали, що забезпечують навчання загальної фізики за модульно-рейтинговою технологією та самостійну аудиторну і позааудиторну роботу студентів. Проведений експеримент показав, що впровадження розробленої модульио-рейтингової методичної системи в навчальний процес сприяє підвищенню успішності навчання студентів з загальної фізики, стимулює самостійну роботу студентів з навчальною літературою, стає ефективним інструментом управління їхньою самостійною роботою, надає додаткової вмотивованості позааудиторній самостійній роботі студентів, уможливлює планомірну, рівномірну, свідому, систематичну організацію їхньої навчальної роботи впродовж семестру, сприяє розвитку вмінь і навичок самостійного здобування знань задля формування майбутніх професійних компетенцій, підвищенню конкурентоспроможності випускників на ринку праці. ua
dc.description.abstract В диссертации предложена современная концепция обучения общей физики будущих инженеров авиационных специальностей. Разработана и введена в реальную учебную практику новая модульно-рейтинговая технология обучения общей физики будущих инженеров авиационных специальностей в условиях евроинтеграции образования. В работе проведен теоретико-методологический анализ сущности социально-политических и экономических процессов, происходящих на общеевропейском пространстве, которые потребовали проведения реформ болонского типа в образовании; раскрыты современные теоретико-методологические условия реализации заданий, поставленных Болонской декларацией и описаны изменения, которые произошли в системе отечественного образования за последние десятилетия; разработаны теоретические основы и обоснованы концептуальные положения новой версии модульно-рейтинговой технологии, предназначенной для обучения общей физике будущих инженеров авиационных специальностей по кредитно-модульной системе. Обосновано и исследовано модульнорейтинговую методику организации и управления самостоятельной работой студентов, консультационно-контрольную методику проведения практических и лабораторных занятий. Разработанная модульно-рейтинговая технология, учитывая возрастную психология студентов 1-2 курсов, представляет собой систему взаимосвязанных и взаимосогласованных организационных схем и приемов, суть которых состоит в следующем: • жесткой помодульной системе планирования учебного процесса в течении семестра; • формировании модулей как совокупности микромодулей по системе «одно занятие - один микромодуль»; в ведении комплексного поточного микромодульного контроля каждого студента на каждом занятии. Практическое и лабораторное занятия - микромодуль - состоят из двух частей: учебной и контрольной. Такая организационно-методическая система проведения практического и лабораторного занятий обеспечивает углубленный контроль знаний, умений и навыков каждого студента по результатам самостоятельного вне аудиторного изучения теоретического материала и решения задач. Разработана и внедрена специальная форма ведения журнала преподавателя, что обеспечивает эффективность функционирования организационно-методических учебных схем практического и лабораторного занятий в разработанной модульно-рейтинговой технологии обучения общей физики. Разработана и внедрена в обучение общей физики новая методика рейтингового оценивания знаний и умений студентов, что создало условия для повышения управляемости, эффективности и стимулированию их самостоятельной работы. Внедрены разработанные учебно-методические материалы обучения общей физики, которые обеспечивают функционирование учебного процесса по модульно-рейтинговой технологии и самостоятельную аудиторную и внеаудиторную работу студентов. Разработана и внедрена концепция предварительной адаптации слушателей подготовительных курсов в процессе изучения курса общей физики на примере Института до университетской подготовки Национального авиационного университета. Проведенный эксперимент показал, что внедрение разработанной модульно-рейтинговой методической системы в учебный процесс способствует повышению успеваемости обучения студентов общей физике. Один из основных показателей эффективности обучения студентов -«успеваемость обучения» - повысился с 62-75,5% при традиционной методике обучения общей физики до 78,8-86,9% - по новой модульно-рейтинговой технологии. Показано, что внедрение разработанной модульно-рейтинговой методической системы обучения общей физики стимулирует самостоятельную работу студентов с учебной литературой, становится эффективным инструментом управления их самостоятельной работой, создает дополнительную мотивацию внеаудиторной работе студентов, делает возможной организацию их учебной работы планомерной, равномерной, сознательной, систематической в течении всего семестра, способствует развитию умений и навыков самостоятельного добывания знаний с целью формирования профессиональных компетенций, что способствует повышению конкурентоспособности выпускников авиационных инженерных высших учебных заведений на рынке труда. ua
dc.description.abstract Dissertation research is dedicated to the problem of development and introduction in the real educational practice of a update version of the module-rating technology of studies in the course of physics for future engineers in the field of aviation technologies. The method is intended for work in the conditions of credit module system of the Bologna’s type, which is based on the conception of forming of abilities and skills of the independent getting of scientific and professional knowledge in the process of study of course of general physics. The theoretical and methodic foundations of module-rating technology of studies in the course general physics for future engineers of aviation specialities in the conditions of the credit-module system of the Bologna’s type are scientifically substantiated. The conceptual positions in relation to forming of abilities and skills of the independent getting of scientific and professional knowledge in the process of study of course of general physics are developed. The module-rating methodology of organization and management of the student independent work and the consultative-control methodology of realization of practical and laboratory employments, are substantiated and investigated. The developed study-methodological materials, which provide the conducting of educational process on module-rating technology at the level of department and independent and out-audience work of students, are introduced. The accomplished experiment showed that introduction of the developed module-rating methodical system in an educational process assisted the increase of success of studies of general physics by students, stimulates the student’ independent work with educational literature, becomes the effective instrument of management their independent work, gives additional motivation to student’ out-audience independent work, does possible systematic, even, conscious and systematic the organization of their educational work during a semester, assists to development of abilities and skills of the independent getting of knowledge for the sake of forming of future professional competence, to the increase of competitiveness of graduating students at the labour-market. ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher НПУ імені М. П. Драгоманова ua
dc.subject загальна фізика ua
dc.subject модульно-рейтингова технологія навчання загальної фізики ua
dc.subject самостійна робота ua
dc.subject організаційно-методична система ua
dc.subject навчально-методичні матеріали з курсу загальної фізики ua
dc.subject професійні компетенції ua
dc.subject общая физика ua
dc.subject модульно-рейтинговая технология обучения общей физики ua
dc.subject самостоятельная работа ua
dc.subject организационно-методическая система ua
dc.subject учебно-методические материалы по курсу общей физики ua
dc.subject профессиональные компетенции ua
dc.subject module-rating technology of studies ua
dc.subject audience work ua
dc.subject general physics ua
dc.subject organizationally-methodical system of studies general physics ua
dc.subject study-methodological materials of course of general physics ua
dc.subject professional competence ua
dc.subject.classification 38.147:53(043.3) ua
dc.title Теоретико-методичні засади навчання загальної фізики майбутніх інженерів авіаційних спеціальностей ua
dc.title.alternative Теоретико-методические основы обучения общей физики будущих инженеров авиационных специальностей ua
dc.title.alternative Theoretical and methodic foundations of teaching of general physics of future engineers of aviation specialities ua
dc.type Other ua


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу