Цифровий репозитарій
Українського державного університету
імені Михайла Драгоманова

Дидактичні умови реалізації індивідуального підходу до учнів у процесі вивчення креслення в загальноосвітній школі

ISSN: 2310-8290

Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Гаврищак, Галина Романівна
dc.date.accessioned 2020-10-12T15:48:18Z
dc.date.available 2020-10-12T15:48:18Z
dc.date.issued 2004
dc.identifier.citation Гаврищак, Галина Романівна. Дидактичні умови реалізації індивідуального підходу до учнів у процесі вивчення креслення в загальноосвітній школі : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 - теорія та методика навчання креслення / Гаврищак Галина Романівна ; [наук. керівник Терещук Григорій Васильович] ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2004. - 20 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/31125
dc.description.abstract У дисертації теоретично обгрунтовано модель, визначено дидактичні умови індивідуалізації та диференціації навчання креслення учнів загальноосвітніх шкіл та експериментально перевірено їх ефективність. Виявлено та обґрунтовано домінуючі індивідуальні особливості школярів, що проявляються у їх графічній діяльності. Розроблено типологію школярів загальноосвітніх шкіл залежно від рівня засвоєння навчального графічного матеріалу (на основі визначених критеріїв). Запропоновано комплекс допоміжних дидактичних засобів для реалізації індивідуального підходу до кожної типологічної групи у вивченні креслення. Основний зміст дисертації викладено в 12-ти публікаціях. ua
dc.description.abstract Диссертация посвящена теоретическому обоснованию и экспериментальной проверке дидактических условий реализации индивидуального подхода к учащимся на уроках черчения в общеобразовательной школе. Повышение эффективности обучения черчению зависит от степени реализации индивидуального подхода к учащимся, учета индивидуальных особенностей, учебных качеств каждого из них. На основе всестороннего анализа педагогических и психологических источников определено с последующим научным обоснованием доминирующие индивидуальные особенности школьников, которые больше всего проявляются и от которых в наибольшей степени зависит эффективность их графической деятельности: обученность, обучаемость, познавательный интерес и уровень развития пространственного мышления. В диссертации теоретически разработана, обоснована и экспериментально проверена дидактическая модель реализации индивидуального подхода к учащимся в процессе изучения черчения в общеобразовательной школе. Она предполагает диагностику, учет доминирующих индивидуальных особенностей на каждом этапе урока. Выделено критерии развития особенностей, на основе которых определено четыре уровня усвоения графического материала учащимися общеобразовательных школ: творческий, адаптивный, репродуктивный, распознавательный; а также предложено типологию учащихся соответственно названным уровням. Разработано комплекс вспомогательных дидактических средств осуществления индивидуального подхода к каждой типологической группе школьников в процессе изучения ими черчения в общеобразовательной школе. Методически обоснованным к упрощению реализации индивидуального подхода есть деление учащихся на четыре условных типологических группы соответственно перечисленным выше четырем уровням усвоения учебного графического материала. Такая дифференциация — первый шаг к учету учебных возможностей учащихся, их познавательных интересов, способностей. Он разрешит обеспечить комплекс дидактических условий повышения эффективности обучения черчению за счет углубления индивидуального подхода. Открыто качественно новые возможности индивидуализации и дифференциации обучения черчению благодаря использованию на уроках новейших информационных технологий и персонального компьютера. Апробировано информационную систему “Компас-Школьник”, осуществляемую на базе САПР “Компас”, а также предложено использование персонального компьютера как средства индивидуализации процесса обучения на примере Open Office org. Draw. Проведение серии локальных экспериментов разрешило проверить отдельные методические приемы предлагаемой методики осуществления индивидуального подхода к учащимся при изучении ими Черчения в общеобразовательной школе. Результативность пробных экспериментов определялось за значением среднего арифметического ряда распределения и подтвердило правомерность их использования в основном эксперименте. Основной формирующий эксперимент имел своей целью экспериментально проверить эффективность разработанной методики, которая предполагала выявление, диагностику, учет доминирующих индивидуальных особенностей, а также принципы реализации вспомогательных дидактических средств индивидуального подхода к каждой типологической группе школьников. Анализ данных статистической обработки полученных результатов проведенного экспериментального исследования показал, что значение критерия согласования контрольных и экспериментальных групп учащихся 8х и 9-х классов (критерий Пирсона) удовлетворяет условие достоверности различий. Это, в свою очередь, свидетельствует о подтверждении рабочей гипотезы диссертационного исследования. Обобщение педагогического опыта и практические результаты экспериментальной работы подтвердили выдвинутое предположение о том, что эффективность графической подготовки существенно повысится благодаря применению предложенной методики осуществления индивидуального подхода к учащимся при изучении ими черчения в общеобразовательной школе. За счет включения в учебный процесс новейших информационных технологий у учащихся усиливается эффективность познавательных процессов, формируется интерес к предмету и графической деятельности, возрастает степень развития доминирующих индивидуальных особенностей, что, в свою очередь, ведет к повышению уровня усвоения графического материала. Благодаря реализации авторской методики, отраженной в основном в учебнометодическом пособии и других методических материалах, в учащихся повышается уровень графических знаний и умений, формируется интерес к предмету черчение и графической деятельности, развивается пространственное мышление и другие индивидуальные особенности. Исследование не исчерпывает всех аспектов реализации индивидуального подхода к учащимся в процессе изучения черчения в общеобразовательной школе. Дальнейшего научной обработки заслуживают вопросы системного внедрения информационных технологий для индивидуализации обучения черчению, выявления психолого-педагогических механизмов и средств индивидуального подхода в процессе системного использования классных и внеклассных форм работы. ua
dc.description.abstract The thesis presents the theoretical grounded model of individual approach’s realization to pupils during studying of technical drawing in the school and it's efficiency has experimentally been tested. Main individual differences and levels of the pupil's mastering of graphic activity are determined. The complex of supplementary study means is elaborated according to determined typological groups of pupils. ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher НПУ імені М. П. Драгоманова ua
dc.subject графічна діяльність ua
dc.subject індивідуалізація навчання ua
dc.subject дидактичні умови ua
dc.subject домінуючі індивідуальні особливості ua
dc.subject типологія школярів ua
dc.subject графическая деятельность ua
dc.subject индивидуализация обучения ua
dc.subject дидактические условия ua
dc.subject доминирующие индивидуальные особенности ua
dc.subject типология учащихся ua
dc.subject graphic activity ua
dc.subject individualization of teaching ua
dc.subject main individual differences ua
dc.subject typology of pupils ua
dc.subject.classification 372.874 ua
dc.title Дидактичні умови реалізації індивідуального підходу до учнів у процесі вивчення креслення в загальноосвітній школі ua
dc.title.alternative Дидактические условия реализации индивидуального подхода к учащимся в процессе изучения черчения в общеобразовательной школе ua
dc.title.alternative Didactical conditions of individual approach’s realization to pupils during studying of technical drawing in the school ua
dc.type Other ua


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу