Цифровий репозитарій
Українського державного університету
імені Михайла Драгоманова

Методологія соціально-функціонального управління загальноосвітнім навчальним закладом

ISSN: 2310-8290

Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Благун, Наталія Михайлівна
dc.date.accessioned 2020-10-12T15:37:18Z
dc.date.available 2020-10-12T15:37:18Z
dc.date.issued 2015
dc.identifier.citation Благун, Наталія Михайлівна Методологія соціально-функціонального управління загальноосвітнім навчальним закладом : автореферат дис. ... докт. пед. наук : 13.00.04 - теорія і методика професійної освіти / Благун Наталія Михайлівна ; [наук. консультант Падалка Олег Семенович] ; М-во освіти і науки України, Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2015. - 38 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/31124
dc.description.abstract У дисертації висвітлюються результати дослідження проблеми соціально-функціонального управління загальноосвітнім навчальним закладом, які інтегрують теоретичні засади, сутність та особливості умов їх реалізації, економічне підгрунтя та організаційно-педагогічні основи управління. Розроблено та реалізовано концепцію соціально-функціональнолго управління ЗНЗ, яка полягає у соціалізації класичних управлінських функцій (вироблення та прийняття управлінського рішення, організація, регулювання та коригування, облік і контроль), забезпеченні умов їх реалізації, спрямуванні на кінцевий результат, тобто соціалізацію освіченої, культурної, конкурентоздатної особистості учня. У пошуковому процесі окреслено пріоритетні наукові підходи до соціально-функціонального управління загальноосвітнім навчальним закладом (діалектичний, системний, сенергетичний, інформаційний, компетентнісний), реалізація яких забезпечує позитивні результати соціально-функціонального управління його діяльністю. Реалізація наукових підходів і принципів соціалізації функцій управління ЗНЗ, розроблення та впровадження системи індикаторів і варіативних технологій оцінювання їх ефективності забезпечила наукову достовірність та практичну значущість позитивних результатів дослідження. Результати кореляційного аналізу експериментальних даних підтвердив педагогічну доцільність та ефективність теоретико-методологічних засад, валідність параметрів і технологій оцінювання ефективності соціально-функціонального управління, достовірність позитивних результатів дослідження. ua
dc.description.abstract В процессе исследования очерченой проблемы реализовано цель и задачи, авторскую концепцию социализации управления общеобразовательным учебным заведением; подтверждена гипотеза исследования относительно повышения его эффективности. Научно обоснована специфика теоретических и методологических основ социально-функционального управления общеобразовательным учебным заведением на основе синергетического единства таких фундаментальных наук как философия, социология, педагогика, психология, экономика, аксиология. При этом социализацию мы рассматриваем как процесс становления социальной личности, включение подрастающего поколения в систему социальных ролей, обусловленных социально- экономическим строем общества. Исходя из этого, нами уточнено понятие «социально-функционального управления общеобразовательным учебным заведением», которое реатизуется через социализацию классических управленческих функций с целью обеспечения оптимальной социализации конкурентоспособной личности выпускника школы. С целью усиления теоретико-методологических основ социально-функционального управления общеобразовательным учебным заведением и повышения его эффективности нами очерчены приоритетные научные подходы к их реализации - это: диалектический, системный, синергетический, компетентносный, информационный. Важное значение при этом имеют организационные механизмы их реализации, которые обусловлены сложными системными связями, упорядоченными иерархическими осложнениями внешнего и внутреннего характера. При этом мы исходили из того, что организационные механизмы социально-функционального управления общеобразовательным учебным заведением - это органическая совокупность научных подходов, принципов, концепций, методов, способов, средств, стимулов влияния на субъекты управления учебным процессом. На научной основе р:ізработана модель социально-функционального управления общеобразовательным учебным заведением, которая интегрирует такие компоненты: социально-образовательная миссия школы, социально- педагогический потенциал внешней среды, социально-педагогический потенциал внутренней среды, цель функционирования общеобразовательного учебного заведения. Разработана и научно обоснована циклограмма объективного процесса социализации личности, которая иллюстрирует прямую и обратную связь индикаторов интегриранной системы «личность-социум-личность», органическое взаимодействие таких компонентов: макро-микро-среда (общество, семья, школа, коллектив класса); субъекты влияния (родители, учителя, друзья из школы и класса, неформальные коллективы вне семьи и вне школы ); организационные механизмы влияния на личность школьника как объект социализации, т.е. социально направленная личность. Соответствующее место в исследовании заняла разработка и экспериментальная проверка системы параметров, критериев и технологии оценивания эффективности социально-функционального управления общеобразовательным учебным заведением. В частности, введено понятие «коэффициент эффективности» социально-функционального управления общеобразовательным учебным заведением (К.эф.), как отношение суммы реапизованых параметров к максимально возможной. Это позволило разработать и экспериментально проверить критерии эффективности социально-функционального управления общеобразовательным учебным заведением. Эффективность научного исследования подтверждена величиной К.еф., которая возросла на 0,18. Валидность экспериментальных данных обеспечена их обработкой и анализом с помощью компьютерных технологий. ua
dc.description.abstract The dissertation presents the research findings on the methodology in the social and functional management of a comprehensive educational institution. The findings integrate theoretical foundations with practical implementation approaches, economic background, as well as the organizational and pedagogical postulates of management. The author has developed and implemented a conception of social and functional management of a comprehensive educational institution; it is based on the socialization of classic management functions (the development and implementation of a management decision; organization, regulation, correction, review and audit), management facilitation methods, end-result orientation, i.e. the socialization of an educated, cultured, competitive personality of a schooler. The research involves a number of scientific approaches to the social and functional management of a comprehensive educational institution (dialectic, systemic, synergetic, informational, competence-oriented). It is argued that the application of these approaches yields positive results. The scientific validity and practical significance of the research findings is established through implementing the approaches and principles of socializing the functions of comprehensive educational institution management, the development and application of a system of effectiveness indicators and variational assessment techniques. The correlational analysis of the experimental data supports the pedagogical relevance and effectiveness of the theoretical and methodological foundations, the validity of criteria and techniques in the assessment of social and functional management, the plausibility of the research findings. ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова ua
dc.subject загальноосвітній навчальний заклад ua
dc.subject управління ua
dc.subject функція ua
dc.subject соціалізація ua
dc.subject індикатор ua
dc.subject технологія ua
dc.subject ефективність ua
dc.subject общеобразовательное учебное заведение ua
dc.subject управление ua
dc.subject функция ua
dc.subject социализация ua
dc.subject индикатор ua
dc.subject технология ua
dc.subject эффективность ua
dc.subject comprehensive educational institution ua
dc.subject management ua
dc.subject function ua
dc.subject socialization ua
dc.subject indicator ua
dc.subject technique ua
dc.subject effectiveness ua
dc.subject.classification 37.014.621 ua
dc.title Методологія соціально-функціонального управління загальноосвітнім навчальним закладом ua
dc.title.alternative The methodology in the social and functional management of a comprehensive educational institution ua
dc.type Other ua


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу