ISSN: 2310-8290
Показати скорочений опис матеріалу
dc.contributor.author | Мартинюк, Тетяна Анатоліївна | |
dc.date.accessioned | 2020-07-28T09:39:17Z | |
dc.date.available | 2020-07-28T09:39:17Z | |
dc.date.issued | 2011 | |
dc.identifier.citation | Мартинюк, Тетяна Анатоліївна. Соціально-педагогічна профілактика вживання психоактивних речовин підлітками : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 - соціальна педагогіка / Мартинюк Тетяна Анатоліївна ; [наук. керівник Гусак Петро Миколайович] ; Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова, Волинський нац. ун-т ім. Л. Українки. - Київ, 2011. - 20 с. | ua |
dc.identifier.uri | http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/30571 | |
dc.description.abstract | Essence and specific of the use of narcotic matters is reflected as a social-pedagogical problem. The specific of reviewer is exposed group as a basic factor of bringing of teenagers in to the use of narcotic matters. The state and prospects of organization of narcotic prophylaxis is analyses; the model of social-pedagogical prophylaxis of the use of narcotic matters by teenagers based; the narcotic prophylactic program based on forming of Life Skills is developed, and the results of its embodiment arc presented. The social-pedagogical terms of prophylaxis of the use of narcotic matters are definite by teenagers: purposeful optimization of group and interpersonal intercourse of teenagers by facilities of training of forming of Life Skills; positive personality influencing of social teacher; active participation of leaders-persons of the same age in realization of the prophylactic programs for teenagers. | ua |
dc.description.abstract | Висвітлено сутність та специфіку вживання ПАР як соціально-педагогічної проблеми. Розкрито чинники вживання ПАР та вплив групи як основного чинника залучення підлітків до вживання психоактивних речовин. Проаналізовано стан і перспективи організації антинаркотичної профілактики; обґрунтовано модель соціально-педагогічної профілактики вживання психоактивних речовин підлітками; розроблено програму антинаркотичної профілактичної роботи на основі формування психосоціапьних навичок та подано результати її втілення. Визначено соціально-педагогічні умови профілактики вживання ПАР підлітками: цілеспрямована оптимїзація групового та міжособистісного спілкування підлітків для формування психосоціальних навичок; позитивний особистіший вплив соціального педагога; активна участь лідерів-ровесників у реалізації профілактичних програм для підлітків. | ua |
dc.description.abstract | Отражено сущность и специфику употребления психоактивных веществ (ПАВ) как социально-педагогической проблемы. Установлено, что стадии употребления ПАВ являются цепью поступков, которые могут быть представлены в виде такой последовательности: контакт, экспериментирование, или нерегулярное употребление ПАВ, регулярное употребление ПАВ, злоупотребление ПАВ, зависимость от употребления ПАВ. Такой подход позволил разграничить поведенческие проявления, что связаны с применением ПАВ, на соответственно вредные привычки, злоупотребление, аддиктивное поведение, зависимость от употребления ПАВ. Употребление ПАВ рассмотрено как явление, что обусловлено радон факторов: индивидуально-психологических, биологических, социальных. При этом указано, что влияние группы выступает наиболее значимым социальным фактором при привлечении к употреблению ПАР лиц подросткового возраста. Использование ее влияния признано одним из оптимальных способов предотвращения зависимости в подростковом возрасте, что может осуществляться путем своевременного выявления таких групп, организации социально-педагогической работы с ними, направленной на формирование способности сберечь конструктивное поведение. Проанализировано состояние и перспективы организации социально-педагогической профилактики употребления ПАВ среди подростков. Обосновано стратегическую модель социально-педагогической профилактики употребления ПАВ подростками, которая отразила основные стратегические направления (первичная, вторичная, третичная профилактика) профилактической работы и компетентностный подход (знание ради умений). Установлено содержание социально-педагогической работы с подростками на каждой стадии употребления ПАВ, сформулированы цели и предусмотрен конечный результат профилактической работы по формированию у них необходимых психосоциальных навыков. В рамках модели разработано программу антинаркотической профилактики на основе формирования психосоциальных навыков. Она отобразила тактику профилактической работы с подростками, которые употребляют ПАВ, за такими направлениями: обучение позитивным психосоциальным навыкам, антинаркотическое воспитание, позитивная пропаганда здорового образа жизни и возможностей получения помощи относительно проблем применения ПАР и зависимости, подготовка кадров для организации эффективной профилактики употребления ПАР, активизация антинаркотической политики школы по вопросам устранения внешних факторов наркотизации школьников. Все виды профилактической деятельности определены в соответствии с установленными стадиями употребления ПАР. Она обеспечивала положительно направленный переход подростка из одной стадии цикла изменений поведения, связанного с употреблением ПАВ, к другой (предыдущие размышления - размышления - определение - действия - сохранение изменений), вплоть до полного прекращения употребления. Представлены результаты опытно-экспериментальной проверки модели социально-педагогической профилактики употребления ПАВ подростками за такими параметрами: соответствие программы ее назначению; процесс реализации программы; результаты программы — ее эффективность. Выявлены социально-педагогические условия эффективной профилактики употребления ПАВ подростками: целенаправленная оптимизация группового и межличностного общения подростков с целью формирования психосоциальных навыков; позитивное личностное влияние социального педагога; активное участие лидеров-ровесников в реализации профилактических программ для подростков. | ua |
dc.language.iso | uk | ua |
dc.publisher | НПУ імені М. П. Драгоманова | ua |
dc.subject | the use of narcotic matters | ua |
dc.subject | influencing of group | ua |
dc.subject | Life-skills | ua |
dc.subject | social- pedagogical prophylaxis of the use of narcotic matters by teenagers | ua |
dc.subject | вживання психоактивних речовин | ua |
dc.subject | вплив групи | ua |
dc.subject | психосоціальні навички | ua |
dc.subject | соціально-педагогічна профілактика вживання психоактивних речовин підлітками | ua |
dc.subject | употребление психоактивных веществ | ua |
dc.subject | влияние группы | ua |
dc.subject | психосоциальные навыки | ua |
dc.subject | социально-педагогическая профилактика употребления психоактивных веществ подростками | ua |
dc.subject.classification | 37.091.12-053.6:178 | ua |
dc.title | Соціально-педагогічна профілактика вживання психоактивних речовин підлітками | ua |
dc.title.alternative | The social and pedagogical prophylaxis of the use of narcotic matters by teenagers | ua |
dc.type | Other | ua |