Цифровий репозитарій
Українського державного університету
імені Михайла Драгоманова

Особливості засвоєння візуально-семантичних образів студентами у процесі вивчення іноземної мови з ієрогліфічною писемністю

ISSN: 2310-8290

Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Наумова, Юлія Станіславівна
dc.date.accessioned 2020-01-02T11:41:49Z
dc.date.available 2020-01-02T11:41:49Z
dc.date.issued 2019
dc.identifier.citation Наумова, Юлія Станіславівна. Особливості засвоєння візуально-семантичних образів студентами у процесі вивчення іноземної мови з ієрогліфічною писемністю : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 - педагогічна та вікова психологія / Наумова Юлія Станіславівна ; [наук. керівник Долинська Любов Василівна] ; М-во освіти і науки України, Нац пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. - Київ, 2019. - 20 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/26682
dc.description.abstract Дисертаційне дослідження присвячене проблемі ефективності вивчення студентами ієрогліфічної писемності при опорі на образну сферу та з урахуванням індивідуальних особливостей засвоєння. Здійснено теоретичний аналіз психологічних аспектів проблеми засвоєння іноземних мов і ієрогліфічних, зокрема, показано відмінності між фонематичною та ієрогліфічною писемністю. Доведено переваги опори на образну сферу студентів при засвоєнні ними ієрогліфічної писемності. Визначено поняття візуально-семантичного образу ієрогліфічного знаку як складного когнітивного комплексу (розумовий образ), що є інтегральним продуктом візуального сенсорно-перцептивного сприйняття (чуттєвий образ) усіх графічних елементів формальної структури ієрогліфу, цілісного уявлення про нього (закріпленого в образній пам’яті) та понятійного (смислового) відображення, закріпленого значенням; структуру його формування візуально-семантичних образів ієрогліфів та особливості оперування ними студентами. Розкрито роль когнітивних стилів та мотивації досягнень в успішності засвоєння студентами східних мов. Обґрунтовано та розроблено психологічну модель і програму оптимізації засвоєння студентами ієрогліфічних компетенцій, визначено психолого-дидактичні умови її реалізації у навчальному процесі, ефективність яких експериментально підтверджено. ua
dc.description.abstract Диссертационное исследование посвящено проблеме особенностей усвоения студентами языкового вуза визуально-семантических образов в процессе изучения иероглифической письменности. На основании осуществленного теоретического анализа психологических аспектов проблемы изучения иностранных языков и иероглифических, в частности, различий между фонематической и иероглифической письменностью сформулированы основные концептуальные положения относительно путей оптимизации освоения студентами иероглификой. Показано преимущество опоры на образную сферу студентов. Определено понятие визуально-семантического образа иероглифического знака, как сложного когнитивного комплекса, являющегося интегральным продуктом визуального сенсорно-перцептивного восприятия всех графических элементов формальной структуры иероглифа, целостного визуального представления о нем и закрепленного за ним значения. Изучение особенностей формирования студентами визуально-семантических образов иероглифов позволило выявить, что структура образов представлена доминированием предметного содержания, личностного смысла, содержанием понятия (его значения) и чувственной тканью образа (согласно модели Ф. Василюка). Образы, сформированные студентами на основе визуального восприятия графем иероглифов, характеризуются признаками реалистичности-метафоричности (отражающие способ мышления), статичности-динамичности (представление образа в пространстве), целостности-структурности (особенности восприятия). Образы значений строятся по принципу ассоциативного ряда похожих предметов, свойств, признаков, ситуаций к стумульному понятию; по принципу логичности; по принципу эмоционального отношения к содержанию или морально-этической оценки закрепленных в понятии явлений действительности; метафоричности. Выявлено, что при формировании образов иероглифов украинские студенты оперируют преимущественно образом мира своей культуры. Их образы имеют существенно выраженную индивидуальность, что подтверждает ошибочность применения готовых ассоциаций для запоминания иероглифов. Экспериментально подтверждена роль когнитивных стилей и мотивации достижений в успешности освоения студентами восточных языков. В диссертации представлена программа оптимизации усвоения студентами иероглифических компетенций, психолого-дидактическими условиями реализации которой являются следующие: осознание студентами психолингвистических различий усвоения иероглифической языка по сравнению с родным; знания и учет студентами собственных когнитивных стилей при освоении профессиональных иероглифических компетенций; опора на образную сферу студентов; овладение студентами учебными стратегиями, соответствующими специфике языка; внешнее и внутреннее управление мотивационным процессом; реализация индивидуально-личностного подхода; распределение ответственности между преподавателем и студентом. Эффективность предложенной программы подтверждена позитивной динамикой уровня усвоения студентами экспериментальной группы общей иероглифической компетентности и таких ее составляющих, как лингвистическая, социокультурная, психолингвистическая, стратегическая, информационно-аналитическая. Свидетельством продуктивности внедренного факультатива стало также повышение академической успеваемости студентов. ua
dc.description.abstract This dissertation study covers the problem of students` efficiency about mastering the hieroglyph writing with reliance onto the image domain as well as with consideration of the individual peculiarities while mastering a language. The study includes theoretical analysis of the psychological aspects of the problem of mastering the foreign languages, namely the hieroglyph ones. It demonstrates the differences between the phonemic and hieroglyph writings, testifies to the advantages of the reliance onto the students` images domain during their mastering the hieroglyph writing. The study gives the definitions of the visual-semantic image of a hieroglyph sign as a cognitive complex (mental image), which is an integral product of visual sensory-perceptual comprehension (sensual image) of all graphical elements of the formal structure of the hieroglyph, of a holistic view of it (fixed in the figurative memory) and of its conceptual (semantic) display, fixed in its meaning; defines the structure of formation of the visual-semantic images of hieroglyphs and the peculiarities of their operationalization by students. It reveals the role of the cognitive styles and of the students` motivation for achievements during their successful mastering the oriental languages. The study substantiates and presents a program developed to optimize the students` mastering the hieroglyph competences, defines the psychological-didactic conditions required for its implementation during an educational process and proven to be effective experimentally. ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher Видавництво НПУ імені М.П.Драгоманова ua
dc.subject засвоєння ua
dc.subject сприймання ua
dc.subject ієрогліф ua
dc.subject ієрогліфічна писемність ua
dc.subject візуально-семантичний образ ієрогліфу ua
dc.subject когнітивний ua
dc.subject компетентнісний ua
dc.subject стратегічний підходи у навчанні ua
dc.subject когнітивні стилі ua
dc.subject мотивація навчання ua
dc.subject усвоение ua
dc.subject восприятие ua
dc.subject иероглиф ua
dc.subject иероглифическая письменность ua
dc.subject визуально-семантический образ иероглифа ua
dc.subject когнитивный ua
dc.subject компетентностный ua
dc.subject стратегический подходы в обучении ua
dc.subject когнитивные стили ua
dc.subject мотивация учения ua
dc.subject learning ua
dc.subject perception ua
dc.subject hieroglyph ua
dc.subject writing ua
dc.subject visual-semantic images of a hieroglyph ua
dc.subject cognitive ua
dc.subject competence-based ua
dc.subject strategic approaches to learning ua
dc.subject cognitive styles ua
dc.subject learning motivation ua
dc.subject.classification 378.147:811.521]:81'23(043.3) ua
dc.title Особливості засвоєння візуально-семантичних образів студентами у процесі вивчення іноземної мови з ієрогліфічною писемністю ua
dc.type Other ua


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу