У статті виявлено і розкрито сутність та зміст освітньо-виховної та культуротворчої діяльності Пролеткульту України в контексті суспільно-історичних змін у 1917–1932 рр. Проаналізовано форми реалізації основних напрямів освітньо-просвітницької діяльності Пролеткульту України:1) освітньо-виховного: словесні (лекція, бесіда, дискусія (форми: вечори питань і відповідей, клубна пошта, культ-лотерея, культ-фанти), обговорення, мітинг, збори, консультація, робота над книгою, інструктаж); практичні (політігри (політрулетка, політлотерея, політтир, політбазар, політфанти, політаукціон, політзагадки, політлото), огляди новин за кордоном, вечори питань і відповідей, спогади про життя і побут робітників до і після революції, агітсуди, історичні суди, "суд над клубом", гучні читальні, вечори книги, листування, "живе кіно", "живий журнал", "кіновечори", екскурсії на виробництво, зустрічі, ігротека, домашня робота); наочні (демонстрація, книжкові виставки, дошка змагань і вітрина відгуків, стінгазети, реферативні повідомлення, оформлення зразків документів, виставки творчих робіт членів клубу, екскурсії на виробництво); 2) культуротворчого: студійна робота (літературна, театральна, музична, образотворчого мистецтва).
В статье выявлена и раскрыта сущность и содержание образовательно-воспитательной и культуротворческой деятельности Пролеткульта Украины в контексте общественно-исторических изменений в 1917-1932 гг. Проанализированы формы реализации основных направлений образовательно-просветительской деятельности Пролеткульта Украины: 1) образовательно-воспитательного: словесные (лекция, беседа, дискуссия (формы: вечера вопросов и ответов, клубная почта, культ-лотерея, культовые фанты), обсуждение, митинг, сборы, консультация, работа над книгой, инструктаж); практические (политигры (политрулетка, политлотерея, политтир, политбазар, политфанты, политаукцион, политзагадки, политлото), обзоры новостей за рубежом, вечера вопросов и ответов, воспоминания о жизни рабочих, агитсуды, исторические суды, "суд над клубом", громкие читальни, вечера книги, переписки, "живое кино", "живой журнал", "киновечера", экскурсии на производство, встречи, игротека, домашняя работа); наглядные (демонстрация, книжные выставки, доска соревнований и витрина отзывов, стенгазеты, реферативные сообщения, оформления образцов документов, выставки творческих работ членов клуба, экскурсии на производство); 2) культуротворческого: студийная работа (литературная, театральная, музыкальная, изобразительного искусства).
The article deals with the essence and content of the educational and cultural activities of Proletkult in Ukraine during social and historical changes in 1917-1932. The forms of realizing the main directions of Ukrainian Proletkult’s educational activity have been analyzed: 1) educational: verbal (lecture, conversation, discussion (forms: question and answer evenings, club mail, lottery, forfeits), rally, meeting, consultation, work on the book, instruction); practical (political games (roulette, lottery, shooting range, market, forfeit, auction sale, riddles, lotto), look at news reports abroad, question and answer evenings, memories about workers’ lives and livelihoods before and after the revolution, agitcourts, historical courts, "trial over club", reading rooms, book events, correspondence, "live cinema", "live magazine", cinema evenings, trips to plants and factories, meetings, games, homework); visual (demonstration, book exhibitions, board of competitions and a showcase of reviews, wallpapers, abstract messages, formation of documents’ samples, exhibitions of creative works of club members, excursions to factories); 2) cultural: studio work (literary, theatrical, musical, fine arts).