В статье осуществлён теоретический анализ проблемы уверенности в себе в юношеском возрасте. Представлен сравнительный анализ результатов экспериментального исследования развития уверенности в себе у старшеклассников и студентов. Мы рассматриваем уверенность в себе как базовое свойство личности, в состав которого входят мотивационно-целевой, когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческий компоненты, отражающие положительную оценку индивидом собственной личности, правильное понимание понятия уверенности в себе, стремление быть уверенным и умение реализовывать данное свойство в обучении, общении и профессиональной деятельности. Развитие уверенности в себе в юношеском возрасте обусловливается особенностями личностного и профессионального самоопределения, становлением самосознания, преодолением зависимости личности от внешней детерминации, согласованию Я-реального и Я-идеального и усилением способности к самодетерминации и саморазвитию. Она связана с усвоением новых социальных ролей, увеличением когнитивных возможностей, осмысленностью жизни, гибкостью в реализации собственных целей.
The article presents a theoretical analysis of the problem of self-confidence in adolescence. It presents a comparative analysis of the results of experimental studies of pupils' and students' self-confidence. We consider self-confidence as a basic property of the person, which includes motivational, cognitive, emotional and evaluative, behavioral components, reflecting a positive assessment of the individual self, the correct understanding of the concept of self-confidence, desire and ability to be sure to implement this property education, communication and training activities.