В статье освещены основные психологические аспекты влияния тревожных
тенденцій на процесс адаптации младших школьников к условиям школьного обучения.
Анализ научно-методической литературы показывает небольшое количество
исследований для изучения проблемы дезадаптации первоклассников. При изучении
школьной дезадаптации основное внимание фокусируется на индивидуальных характеристиках, таких как утомляемость, поведенческие нарушения, неудачи в учебе,
которые определяют содержание дезаптационного процесса.Один из наиболее
распространенных факторов дезадаптации младших школьников является тревожность.
Рассматривается понятие «тревожность» с разных точек зрения, ее уровни и предпосылки
возникновения.Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением
возрастных потребностей ребенка, но устойчивой личностной основой тревожность
становится в подростковом возрасте, опосредствуясь особенностями «Я-концепции»,
отношение к себе. Определены возрастные особенности проявлений тревожности и
основные условия эффективной адаптации младших школьников в процессе обучения.
The article deals with the basic psychological impacts of anxious trends in the process of
adapting of younger schoolchildren to the conditions of school studing.The analysis of scientific
and methodological literature shows small number of studies that examine the problems of
desadaptation of first graders. In the study of school desadaptation the main attention focuses on
individual characteristics such as fatigability, behavioural violations, failure in studies that
determine the content of maladaptive process.One of the most common factors of desadaptation
of primary schoolchildren is anxiety. We consider the notion of "anxiety" in different
perspectives, its levels and the prerequisites of appearance. Age features of anxiety and basic
conditions for effective adaptation of younger schoolchildren in the studding process are
detected.The emergence and consolidation of anxiety is connected with dissatisfaction of the age
needs of a child, but the stable basis of personality anxiety becomes in a teenage age, mediated
with features of "Self-concept" and self-attitude. Age features of anxiety and basic conditions for
effective adaptation of younger schoolchildren in the studding process are detected.