Статтю присвячено проблемі впливу суспільно-політичних трансформацій у державі на розвиток національної самосвідомості та національної самоідентичності її молодих громадян – студентів вищих навчальних закладів. Авторами розкрито психологічну сутність і структуру феноменів "національна самосвідомість" і "національна самоідентичність" у контексті особистості. Презентовано особливості організації, методики та аналіз результатів емпіричного дослідження. У процесі дослідження перевірялося припущення про те, що суспільно-політичні трансформації в державі є одним із важливих чинників розвитку національної самосвідомості та національної самоідентичності студентської молоді. Результати емпіричного дослідження, яке проводилося у різних регіонах України, дозволили підтвердити авторське припущення. Зафіксовано значущість змін, які відбуваються у національній самосвідомості та національній самоідентичності студентів після суспільно-політичних трансформацій у державі. З’ясовано, що після таких трансформацій рівень розвитку компонентів національної самосвідомості та національної самоідентичності студентів вищої школи дещо підвищується, порівняно з періодом суспільно-політичної стабільності. Встановлено недостатність такого впливу на розвиток національної самосвідомості й національної самоідентичності студентської молоді та значущість організації психологічного супроводу цього процесу у вищих навчальних закладах.
Статья посвящена проблеме влияния общественно-политических трансформаций в государстве на развитие национального самосознания и национальной самоидентичности ее молодых граждан – студентов высших учебных заведений. Авторами раскрыто психологическую сущность и структуру феноменов "национальное самосознание" и "национальная самоидентичность" в контексте личности. Представлены особенности организации, методики и анализ результатов эмпирического исследования. В процессе исследования проверялось предположение о том, что общественно-политические трансформации в государстве являются одним из важных факторов развития национального самосознания и национальной самоидентичности студенческой молодежи. Результаты эмпирического исследования, которое проводилось в разных регионах Украины, позволили подтвердить авторские предположения. Зафиксировано значимость изменений, которые происходят в национальном самосознании и национальной самоидентичности студентов после общественно-политических трансформаций в государстве. Установлено, что после таких трансформаций уровень развития компонентов национального самосознания и национальной самоидентичности студентов высшей школы несколько повышается по сравнению с периодом общественно-политической стабильности. Установлено недостаточность такого влияния на развитие национального самосознания и национальной самоидентичности студенческой молодежи и значимость организации психологического сопровождения этого процесса в высших учебных заведениях.
This article focuses on the problem of impact of socio-political transformations in the state on the development of national self-consciousness and national self-identity of its young citizens – students of higher educational institutions. The authors have described the psychological nature and structure of the concepts of "self-consciousness" and "national self-identity" in the context of personality. The main features of organization, methodology and analysis of the empirical research results have been outlined. The authors have undertaken this research to check their assumption that socio-political transformations in the state are important factors in the development of students’ national self-consciousness and national self-identity. The results of the empirical study conducted in different regions of Ukraine have confirmed the authors’ assumption. The significance of changes that occur in students’ national self-consciousness and national self-identity after the socio-political transformations in the state has been recorded. This research has also established that after such transformations the level of development of the components of national self-consciousness and national self-identity among students of higher educational institutions slightly increases compared to the period of sociopolitical stability in the country. Thus, the conclusion has been made about the insufficiency of the above-mentioned impact on the development of students’ national self-consciousness and national self-identity and the importance of psychological support of this process in higher educational institutions.