Стаття присвячена описанню основних аспектів застосування історії науки під час вивчення
теми “Задачі на побудову”. Чималий багаж історичних фактів щодо основних етапів розвитку
конструктивної геометрії та впливу на нього окремих особистостей, сучасного стану науки і
взаємопроникнення з суміжними галузями так само важливі для розуміння, як і основні теоретичні
факти. В роботі описано можливості використання історичного матеріалу для формування у
студентів уявлення про походження і природу геометричних знань і їх вплив на розвиток
математики в цілому, для усвідомлення прикладного характеру ряду проблем. Також звернута увага
на те, що насичена емоційними, драматичними колізіями інформація може сформувати відповідну
психологічну атмосферу процесу навчання, посприяти виховному впливу на учнів та студентів. При
описанні методичних порад було враховано досвід читання елементів конструктивної геометрії у
Східноєвропейському національному університеті ім. Лесі Українки.
Статья посвящена описанию основных моментов использования истории науки в процессе
преподавания задач на построение. Исторические знания относительно основных этапов развития
конструктивной геометрии и влияния не него отдельных личностей, современного состояния науки
и взаимосвязи со смежными областями точно так же важны для понимания, как и основные
факты. В работе описаны возможности использования исторического материала для
формирования у студентов представлений о природе геометрических знаний, их влияния на развитие
математики в целом, осознания прикладного происхождения ряда проблем. В частности, идет речь
о первых достижениях конструктивной геометрии, изменении их характера от прикладного к
абстрактному; возникновении аксиом инструментов построений; повторных исследованиях и
открытиях в эпоху Возрождения; приведен пример решения известной задачи о трисекции угла,
приписываемый Архимеду. В статье проанализированы значение и возможности изучения элементов
конструктивной геометрии для студентов специальности “математика”.
Также обращено внимание на то, что насыщенная эмоциональными, порой драматическими
коллизиями информация способна создать соответствующий психологический климат, иметь
позитивное воспитательное влияние на студентов. При описании методических аспектов
использован опыт преподавания элементов конструктивной геометрии в Восточноевропейском
национальном университете им. Леси Украинки.
The article is dedicated to the description of highlights while applying the History of Science in
teaching problems for construction. Considerable luggage of historical facts about the main milestones in
the development of constructive geometry and the impact on it of individuals, the state of the interpenetration
of adjacent sectors are just as important to understand as the basic theoretical facts. This article describes
the capabilities of this educational techniques at forming ideas about the origin and nature of geometrical
knowledge, their impact on the development of mathematics in general, awareness of applied nature of some
problems. Also high attention is devoted to the fact that the rich emotional, dramatic collisions can generate
information relevant psychological atmosphere of learning, facilitate educational impact on pupils and
students. When describing the methodological recommendations it was taken into account the experience of
teaching the elements of constructive geometry at Lesia Ukrainka Eastern European National University.