Статтю присвячено розгляду концепції соціального капіталу та його видів: соціального капіталу відносин і системного соціального капіталу. До соціального капіталу відносин належать соціальний капітал положення, соціальний капітал довіри і соціальний капітал зобов'язань. До системного соціального капіталу належать системний контроль, системна довіра і системна мораль. Дія системи переконує акторів приймати системний контроль, дотримуватися системної довіри і системної моралі. Довіра виступає важливим компонентом як соціального капіталу відносин, так і системного соціального капіталу. Проведено аналіз взаємозв'язку між соціальним капіталом та новинними медіа. Як соціальний капітал, так і новинні медіа нерозривно пов'язані зі здатністю створювати клімат довіри, впливати на громадянську активність. Cпоживачеві новинних медіа, часто відомий власник холдингу, в який входить канал, його / її політичні уподобання, які багато в чому визначають висвітлення інформації, що формує довіру або недовіру до такого каналу. Зроблено висновок про те, що соціальний капітал, особливо системний соціальний капітал, необхідно розглядати в якості важливого ресурсу для медіаосвіти. Оптимізація рівня довіри новинним медіа є одним з пріоритетних напрямків медіаосвіти для будь-якого віку споживачів новинних медіа.
Статья посвящена рассмотрению концепции социального капитала и его видов: социального капитала отношений и системного социального капитала. К социальному капиталу отношений относятся социальный капитал положения, социальный капитал доверия и социальный капитал обязательств. К системному социальному капиталу относятся системный контроль, системное доверие и системная мораль. Действие системы убеждает актёров принимать системный контроль, придерживаться системного доверия и системной морали. Доверие выступает важным компонентом как социального капитала отношений, так и системного социального капитала. Проведён анализ взаимосвязи между социальным капиталом и новостными медиа. Как социальный капитал, так и новостные медиа неразрывно связаны со способностью создавать климат доверия, влиять на гражданскую активность. Потребителю новостных медиа, зачастую известен владелец холдинга, в который входит канал, его / её политические предпочтения, которые во многом определяют освещение информации, что формирует доверие или недоверие к такому каналу. Сделан вывод о том, что социальный капитал, в особенности системный социальный капитал, необходимо рассматривать в качестве важного ресурса для медиаобразования. Оптимизация уровня доверия новостным медиа является одним из приоритетных направлений медиаобразования для любого возраста потребителей новостных медиа.
Article deals with the concept of social capital and its types: relational social capital and system social capital. Relational social capital constitutes of positional capital, trust capital and obligation capital. System social capital constitutes of system control, system trust and system morality. System’s action persuades actors to accept system control, follow system trust and system morality. Analysis of interconnection between social capital and news media is conducted. Trust is an important component of social capital of relations as well as system social capital. Both social capital and news media are linked to ability of trust climate creation, influence to citizenship activity. A news media consumer often knows holding owner which contains channel, his / her political preferences which largely determine provision of information what forms trust or distrust towards such channel. It is concluded that social capital especially system social capital is required to be considered as an important resource of media education. Optimization of trust level to news media is one of the most important directions of media education for news media consumers of all ages.