У статті проголошено компетентнісний підхід у навчанні стратегією сучасної освіти. Згідно
означення поняття “компетентність” урядом Держави та його завдання компетентнісно
зорієнтованого навчання в Україні, проаналізовано погляди вчених щодо компетентнісного підходу у
навчанні та складових математичної компетентності студентів. На основі аналізу наукових праць
учених щодо структури компетентності, виявлено складові математичної компетентності
студентів коледжів. Показано спосіб формування математичної компетентності студентів під
час розв’язування задач на засадах дидактичної адаптації та дидактичної випередженості за
принципом наступності у навчанні. На прикладах розв’язування задач показано використання
попереднього досвіду студентів і перетворення його в творчу діяльність; організацію самостійної
роботи студентів за схемами орієнтування їх пізнавальної діяльності, що складаються за
методологією діяльнісного підходу та психологічною теорією П. Я. Гальперіна. На прикладі
диференціального числення показано зв’язок математичної дисципліни з життєвими практичними
та професійно спрямованими задачами, а також продемонстровано внутрішньопредметний зв’язок
між навчальними темами дисципліни на прикладі розв’язування задачі з аналітичної геометрії з
використанням знань та умінь з векторної алгебри.
В статье задекларировано, что компетентностный подход является стратегией
современного образования. Согласно определению правительства Украины понятия
компетентности и задач, которые необходимо решить в образовании при компетентно-
ориентированной стратегии в обучении, проанализированы взгляды ученых относительно
компетентностного подхода и составляющих математической компетентности студентов. На
основе анализа научных трудов ученых по структуре компетентности, выявлены составляющие
математической компетентности студентов колледжей. Показан способ формирования
математической компетентности студентов при решении задач на основе дидактической
адаптации и дидактического опережения в ознакомлении с изучаемой темой при соблюдении
принципа преемственности в обучении. Продемонстрирован способ использования имеющихся у
студентов знаний и умений по изучаемой теме и превращение их в основу творческой деятельности
по нахождению более рационального способа решения задачи. Предложена организация
самостоятельной работы студентов при решении задач по схемам ориентирования их
познавательной деятельности, которая опирается на методологию деятельностного подхода и
психологическую теорию П. Я. Гальперина. На примере дифференциального исчисления показана
связь математической дисциплины с решением жизненных практических задач и задач
профессиональной направленности для студентов машиностроительного колледжа. Также продемонстрирована внутрипредметная связь между учебными темами дисциплины на примере
решения задачи по аналитической геометрии с использованием знаний и умений по векторной
алгебре. Таким образом показано, что компетентностный подход в обучении базируется на
самостоятельности и активности студента и формирует личность, которая быстро
ориентируется в жизненных ситуациях и принимает аргументированные решения на основе
имеющихся знаний, умений, навыков.
In the article it is declared that the competence approach is a strategy of modern education.
According to the definition of the government of Ukraine, the concepts of competence and tasks that need to
be addressed in education with a competently-oriented strategy in teaching, analyzed the views of scientists
on the competence approach and the components of the mathematical competence of students. Based on the
analysis of scientific works of scientists on the structure of competence, the components of mathematical
competence of college students were revealed. The method of forming the mathematical competence of
students in solving problems on the basis of didactic adaptation and didactic advancing in acquaintance with
the studied topic is shown, while observing the principle of continuity in teaching. The method of using the
knowledge and skills available to students on the topic under study and their transformation into the basis of
creative activity for finding a more rational method for solving the problem is demonstrated. It is proposed
to organize independent work of students in solving problems according to the schemes for orienting their
cognitive activity, which is based on the methodology of the activity approach and psychological The theory
of P. Galperin. The example of differential calculus shows the relationship of mathematical discipline with
the solution of vital practical problems and tasks of professional orientation for students of engineering
college. Also an intrasubject connection between the disciplines of the subject is demonstrated by the
example of the solution of the problem of analytic geometry using knowledge and skills in vector algebra.
Thus, it is shown that the competence approach in training is based on the student’s independence and
activity and forms a personality that quickly navigates in life situations and makes reasoned decisions based
on the available knowledge and skills.