У статті обґрунтовано, що важливою передумовою підготовки та розвитку в учнів комплексу
професійних знань та умінь є формування в них технічних знань, які лежать в основі науково-
технічної діяльності, а для цього необхідно обирати природничо-математичний напрям навчання.
Наголошено, що впродовж останніх років спостерігається зниження інтересу і рівня знань з
природничих дисциплін в учнів загальноосвітніх навчальних закладів. Обґрунтовано, що важливою
проблемою сучасної школи є рівень зниження мотивації до вивчення фізики, яка відіграє важливу
роль для розвитку науково-технічного прогресу. Дана проблема створює перешкоди для формування
технічних знань, якими повинні володіти всі випускники шкіл України. Проаналізовано види
мотиваційної діяльності та специфічні фактори, які вливають на рівень засвоєння фізичних знань, а
отже, й технічної складової шкільного курсу фізики. Розглянуто різноманітні мотиваційні прийоми
для розвитку технічних знань на уроках фізики.
В статье обосновано, что важной предпосылкой подготовки и развития у учащихся комплекса
профессиональных знаний и умений является формирование у них технических знаний, которые
лежат в основе научно-технической деятельности.Очевидно, что увеличение спроса на
специалистов технической специальности, влечет за собой заинтересованность учащимися
общеобразовательных учебных заведений естественными науками. Однако ситуация складывается
совсем не в пользу естественно-математического направления обучения. Ученики
общеобразовательных учебных заведений крайне неохотно выбирают физико-математический,
физический, физико-химический и т.д. профили обучения. Естественные науки становятся
второстепенными дисциплинами, роль которых в жизни каждого человека непонятна и
недооценена. Отмечено, что в течение последних лет наблюдается снижение интереса и уровня
знаний по естественным дисциплинам у учащихся общеобразовательных учебных заведений.
Обосновано, что важной проблемой современной школы является уровень снижения мотивации к
изучению физики, которая играет важную роль для развития научно-технического прогресса.
Данная проблема создает препятствия для формирования технических знаний, которыми должны
обладать все выпускники школ Украины. Проанализированы виды мотивационной деятельности и
специфические факторы: социальная среда и статус физического образования в нем; организация
учебного процесса; субъектные особенности ученика; специфика физики как учебного предмета, –
которые влияют на уровень усвоения физических знаний, а следовательно, и технической
составляющей школьного курса физики. Рассмотрены различные мотивационные приемы для
развития технических знаний на уроках физики: мотивация для развития технических знаний путем
беседы; мотивация для развития технических знаний путем создания проблемной ситуации;
мотивация для развития технических знаний путем обработки текста периодических изданий;
мотивация для развития технических знаний по технологии “Незаконченное предложение”;
мотивация для развития технических знаний путем изготовления простых самодельных приборов;
мотивация для развития технических знаний путем использования творческих задач; мотивация для
развития технических знаний путем использования во время урока научно-фантастической
литературы; мотивация для развития технических знаний с помощью экстраполяции; мотивация
для развития технических знаний в процессе познавательных игр и игровых ситуаций; мотивация
для развития технических знаний с помощью приемов работы с текстом.
The article substantiates that an important prerequisite for the preparation and development of
students’ complex of professional knowledge and skills is the formation of their technical knowledge, which
are the basis of scientific and technical activities, and for this it is necessary to choose the naturalmathematical
direction of education. It is noted that in recent years there has been a decrease in the interest
and level of knowledge in natural disciplines among students in general educational institutions. It is
substantiated that the important problem of the modern school is the level of decrease in motivation to study
physics, which plays an important role for the development of scientific and technological progress. This
problem creates obstacles for the formation of technical knowledge that all graduates of Ukrainian schools
should possess. The types of motivational activity and specific factors that affect the level of assimilation of
physical knowledge, and, consequently, the technical component of the school course of physics are
analyzed. Various motivational techniques for developing technical knowledge in physics lessons are
considered.