Стаття присвячена розгляду питання підвищення пізнавальної мотивації до вивчення фізики
серед учнів гуманітарного спрямування. На основі їх психолого-педагогічних особливостей
розроблено структурно-логічну схему вивчення навчального матеріалу на прикладі теми
“Властивості рідин”. Наведено порівняння зміни типу мотивації після вивчення навчального
матеріалу в запропонований спосіб.
Одним из важных и эффективных факторов улучшения уровня знаний по физике является
повышение познавательного интереса, заинтересованности и мотивации. Успешность и
эффективность учебной деятельности во многом зависит от уровня и типа мотивов.
Статья посвящена рассмотрению вопроса повышения познавательной мотивации к изучению
физики среди учащихся гуманитарного профиля. Проанализировано состояние исследования данного
вопроса в научно-методической литературе. Исследован уровень мотивированности изучения
физики среди гуманитариев. Проведено анкетирование на определение основного мотива изучения
предмета и представлены его результаты.
На основе психолого-педагогических особенностей гуманитариев, разработана структурно-
логическая схема изучения учебного материала на примере темы “Свойства жидкостей”.
Предложено ориентировочные вопросы, которые помогут заинтересовать учеников к изучению
теоретического материала, интересные факты из биографии ученых, демонстрации, задачи
качественного и количественного характера. Приведены примеры использования изучаемых явлений
в повседневной жизни, медицине, строительстве и при решении экологических проблем.
Представлены результаты изменения типа уровня мотивации после изучения учебного
материала в предложенный способ.
One of the important and effective factors for improving the level of knowledge in physics is to
increase cognitive interest and motivation. The success and effectiveness of educational activity depends
largely on the level and type of motives.
Article considers the issue of increasing cognitive motivation of humanities to study Physics.
The state of research of this issue in scientific and methodological literature is analyzed. The level of
motivation to study Physics among the humanities was investigated. A survey was carried out to determine
the main motive for studying the subject. The results are presented.
A structural scheme of learning material is developed with the example of the topic “Properties of
liquids” based on their psychological and pedagogical features. Orientation questions, which will help to
interest students in the study of theoretical material, interesting facts from the biography of scientists,
demonstrations, tasks of qualitative and quantitative nature are proposed. Examples of the use of the
phenomena studied in everyday life, medicine, construction and in solving environmental problems are
given.
The results of changing the type of motivation level after studying the teaching material in the
proposed method are presented.