У статті розглянуто методичні підходи до вивчення питання “Інфразвук. Джерела інфразвуку. Застосування інфразвуку” на уроках фізики в 9 класі. Зазначено, що вивчення властивостей хвиль завжди викликає в учнів певні ускладнення, що пояснюється недостатньою пропедевтичною підготовкою, наданням великої кількості нової інформації в обмежені терміни, утрудненнями у виконанні пізнавальних операцій відповідно до способів засвоєння інформації тощо. Констатовано, що кількість навчальних годин, відведених на вивчення властивостей інфразвукових хвиль, не дозволяє повністю ознайомити з ними учнів, до того ж розгляд питань, що стосуються властивостей ультразвуку та інфразвуку, передбачено здійснити протягом одного уроку, що може негативно вплинути на рівень сприйняття їх змісту. Висловлено думку про те, що ці питання доцільно розглядати в рамках навчальних проектів, оскільки в умовах проектної діяльності для учнів будуть забезпечені найбільш сприятливі умови щодо створення нових способів пізнання у процесі здобуття знань, а також досягнення максимального рівня самостійності.
В статье рассмотрены методические подходы к изучению вопроса “Инфразвук, источники инфразвука. Применение инфразвука” на уроках физики в 9 классе. Отмечено, что изучение свойств волн всегда вызывает у учащихся определённые сложности, что объясняется недостаточной пропедевтической подготовкой, сообщением большого объёма новой информации в сжатые сроки, затруднениями в выполнении познавательных операций в соответствии со способами усвоения информации и т. д. Констатировано, что количество учебных часов, отведённых на изучение свойств инфразвуковых волн, не позволяет в достаточной степени ознакомить с ними учащихся. К тому же, рассмотрение вопросов, касающихся свойств ультразвука и инфразвука, предусмотрено осуществить на протяжении одного урока, что может отрицательно сказаться на уровне восприятия их содержания. Высказана мысль о том, что эти вопросы целесообразно рассматривать в рамках учебных проектов, поскольку в условиях проектной деятельности для учащихся будут обеспечены наиболее благоприятные условия для создания новых способов познания в процессе овладения знаниями, а также достижения максимального уровня самостоятельности. Обосновано, что осведомлённость учащихся в проблемах генерации и применения инфразвука будет содействовать не только становлению компетентности учащихся по физике, но и реализации их интеллектуальных возможностей в познании сложного мира, который нас окружает, а также понимании направлений его дальнейшего развития. Показано, что в условиях современной цивилизации остро ощущается необходимость разработки эффективных подходов к объединению научных знаний с их гуманистическим истолкованием, поскольку сфера действия научно-технического прогресса сегодня расширяется не только за счёт новых научных открытий, но и в процессе взаимодействия науки и общества, человека и природы.
The article considers methodological approaches tostudy the issue of “infrasound. Sources of infrasound. The use of infrasound “in physics lessons in grade 9. It is noted that the study of the properties of waves is always the students some complications due to insufficient propaedeutical training, providing a large number of new limited information in terms of cognitive difficulties in the implementation of operations
in accordance with the methods of assimilation of information and so on. Stated that the number of training hours for studying the properties of infrasonic waves, can not sufficiently inform them students also consider issues relating to the properties of ultrasound and infrasound are to implement within one lesson that can
affect the level of perception their content. Suggestedthat these issues should be considered within the framework of educational projects, as in the project activities for students will be provided with favorable conditions to create new ways of learning in the acquisition of knowledge and to achieve the maximum level of independence.