DSpace at library NPU Dragomanova » Автореферати та дисертації » Автореферати »

Please use this identifier to cite or link to this item: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/16016
Title: Професійна підготовка майбутніх вчителів інформатики на основі сучасних мережевих інформаційних технологій
Authors: Брескіна, Лада Валентинівна
Keywords: групові форми навчання
засоби навчання
комп’ютерні мережі
майбутні викладачі інформатики
методична система навчання
методичні рекомендації
навчання інформатики
професійна підготовка
будущие преподаватели информатики
групповые формы обучения
компьютерные сети
методическая система обучения
методические рекомендации
обучение информатики
профессиональная подготовка
средства обучения
computer network
computer science training
future computer science teacher
methodical recommendation
methodical system of training
team teaching
training aids
vocational education
Issue Date: 2003
Publisher: Друкарня "Астропринст"
Citation: Брескіна Л. В. Професійна підготовка майбутніх вчителів інформатики на основі сучасних мережевих інформаційних технологій : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Л. В. Брескіна ; наук. кер. В. Л. Малорян ; Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова. - Київ, 2003. - 17 с.
Abstract: В дисертації досліджена структура системи професійної підготовки майбутніх викладачів інформатики та виявлено об’єктивне існування проблеми взаємодії при реалізації групових форм комп’ютеризованого навчання. Для вирішення проблеми досліджена та теоретично обґрунтована педагогічна доцільність впровадження в навчальний процес сучасних комп’ютерних мереж, як засобу навчання; визначені роль і місце розділу “Мережі ЕОМ” у системі професійної підготовки майбутніх вчителів інформатики; розроблені методичні рекомендації. Вірогідність теоретичних висновків, розроблених методичних рекомендацій та висунутої гіпотези доведена педагогічним експериментом.
В диссертации исследована структура системы профессиональной подготовки будущих преподавателей информатики и выявлено объективное существование проблемы взаимодействия при реализации групповых форм компьютеризированного обучения. Для решения проблемы исследована и теоретически обоснована педагогическая целесообразность внедрения в учебный процесс современных компьютерных сетей, как средства обучения; определены роль и место раздела “Сети ЭВМ” в системе профессиональной подготовки будущих преподавателей информатики; разработаны методические рекомендации. Достоверность теоретических выводов, разработанных методических рекомендаций и выдвинутой гипотезы доказана педагогическим экспериментом. Компьютерные системы учебного назначения можно поделить на две группы. Системы первого типа реализуют связь “Ученик - Компьютер” (обучающие, тестовые, справочные системы, реальные программные среды). Системы второго типа используются учителем для автоматизации его действий и рассчитанные на связь “Учитель - Компьютер”. Системы первого типа имеют один существенный недостаток: децентрализованное управление просмотром подготовленных электронных материалов. Это приводит к тому, что при использовании компьютерных учебных систем первого типа реализация руководящей роли преподавателя осложняется за счет наличия двух факторов: использования конкурирующего с преподавателем источника информации (компьютера) и отсутствия у преподавателя эффективного инструмента управления процессом подачи нового материала, представленного в информационной системе. В исследовании было определено, что использование сетей ЭВМ в учебном процессе дает возможность дополнительно влиять на учащихся с помощью установления связей с учащимися из самой компьютерной системы, что реализует новую схему взаимодействия “Учитель – Компьютерная сетевая система - Ученик”. Теоретически обосновано, что такое использование компьютерных сетей в обучении отвечает принципам гуманизации и социализации обучения, а также способствует психологической адаптации учащихся к внедрению компьютерных телекоммуникаций во все сферы современного общества. Теоретически обосновано, что наиболее адекватной задачам учебного процесса является модель сети Internet – локальная сеть, в которой реализована технология Intranet. В работе были рассмотрены и классифицированы сетевые средства поддержки учебного процесса по их реализации: программное обеспечение на базе стандартных сетевых архитектур и специальное аппаратное обеспечение. Приведенный анализ сетевых средств позволяет сделать вывод об экономической целесообразности и особой учебной ценности использования программного обеспечения на базе стандартных сетевых архитектур при подготовке будущих преподавателей информатики. Существующее специальное аппаратное обеспечение рекомендуется применять в рамках информатизации при изучении учебных предметов, которые не связаны с информатикой. Исходя из современного уровня и тенденций развития сетевых информационных технологий, определена роль раздела “Сети ЭВМ” в системе профессиональной подготовки будущих преподавателей информатики. Она сводится к двум направлениям: теоретическому, которое раскрывает основные способы и технологии передачи информации, и специальному методическому, которое направлено на овладение приемами организации групповых форм обучения в компьютерном классе с использованием современных технологий компьютерных сетей. В соответствие с этим были разработаны методические рекомендации по реализации операционно-деятельного компонента и по реализации содержательного компонента профессиональной подготовки будущих преподавателей информатики. С целью проверки достоверности теоретических выводов первого раздела, разработанных методических рекомендаций и выдвинутой в исследовании гипотезы был проведен педагогический эксперимент (1994 - 2002 года), к которому было привлечено свыше 600 исследуемых. Для привлечения к участию в анкетировании специалистов из других городов были разработаны электронные материалы с применением программы на языке программирования Perl. На констатирующем этапе было проведено "пилотажное исследование" на небольшом количестве студентов, которое позволило уточнить гипотезу эксперимента. Результатами педагогического эксперимента стало подтверждение выдвинутой гипотезы и экспериментальное доказательство результативности разработанных методических рекомендаций.
In this thesis was investigated the structure of professional training system of the future computer science teachers and discovered the existence of interaction problem in a team teaching of computer training. There was theoretically proved the pedagogical expediency of usage in the educational process the modern computer networks as a training aids; determined a role and place of the "Computer Network" in the vocational education system of the future computer science teachers; developed the methodical recommendations. The reliability of the conclusions, developed methodical recommendations, and hypothesis were proved in the pedagogical experiment.
URI: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/16016
Appears in Collections:Автореферати

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Breskina.pdf209.54 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.