Цифровий репозитарій
Українського державного університету
імені Михайла Драгоманова

Особливості формування уявлень про майбутню сім'ю у старшокласників

ISSN: 2310-8290

Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Демидова, Тетяна Анатоліївна
dc.date.accessioned 2017-10-19T09:39:47Z
dc.date.available 2017-10-19T09:39:47Z
dc.date.issued 2003
dc.identifier.citation Демидова Тетяна Анатоліївна Особливості формування уявлень про майбутню сім'ю у старшокласників : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Т. А. Демидова ; наук. кер. Л. В. Долинська ; Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова. - Київ, 2003. - 24 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/16001
dc.description.abstract У дослідженні представлено результати теоретичного і експериментального вивчення психологічних особливостей процесу формування уявлень старшокласників про майбутню сім’ю. Розширено і поглиблено поняття “уявлення про сім’ю”; обґрунтовано процес статево – рольової ідентифікації, як основного механізму формування уявлень старшокласників про майбутню сім’ю; визначено структуру (когнітивний, емоційно-оцінний і поведінковий компоненти) уявлень про сім’ю, виявлено критерії (знання функцій сім’ї, ідентифікація родини з майбутньою сім’єю, ідентифікаційна поведінка, способи рішення конфліктів в сімейних ситуаціях), показники (зміна семантичних просторів), рівні знань (недостатній, задовільний, достатній) і ідентифікації (низький, середній, високий) уявлень старшокласників про майбутню сім’ю. Розроблено і науково обґрунтовано програму активного цілеспрямованого соціально-психологічного навчання, яка сприяє послабленню статево - рольової ідентифікації в родині і розширенню компонентів уявлень про майбутню сім’ю. ua
dc.description.abstract Диссертационная работа посвящена экспериментальному исследованию особенностей представлений старшеклассников о будущей семье. В процессе теоретического анализа установлено, что в современной психологии важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, структура и динамика (В.П. Ключников, С.Д Лаптенок, А.П. Пономарѐв, Г.М. Свердлов, А.Г. Харчев). Результаты исследований представлений о будущей семье у старшеклассников свидетельствуют о том, что брачно-семейные представления отличаются недостаточной полнотой, в особенности неполными являются представления о функциях семьи и организации семейной жизни (З.Г. Кисарчук, Н.Н. Толстых, А.М. Прихожан, Т.И. Юферева). Юноши и девушки имеют слабые представления о любви, о будущей семейной жизни, невысоко оценивают себя как будущих супругов. Представления о будущей семейной жизни у старшеклассников стихийно формируются в самой семье - или как стремление к повторению, или как стремление сделать все по-другому. В старшем школьном возрасте создаются определенные предпосылки для вступления в брак: поло-ролевое поведение в период взросления отличается ростом интереса к другому полу; внешнее и внутреннее возбуждение, которым сопровождается созревание, выводит юношей и девушек из состояния самоудовлетворенности и спокойствия, побуждает их к поискам и сближению с другим полом; осознание и переживание половой идентичности ведет к формированию представлений о наиболее привлекательных качествах личности мужчин и женщин, которые проявляются во многих сферах жизнедеятельности, в том числе в различии форм взаимоотношений мужчин и женщин в обществе, прежде всего в семейно-бытовой сфере. Теоретический анализ подвел к изучению компонентов представлений старшеклассников о семье и психологического механизма их формирования - процесса поло-ролевой идентификации юношей и девушек с родителями в семье. Обобщение разных научных позиций показало наличие в структуре представлений о будущей семье трех компонентов: когнитивного, эмоционально-оценочного и поведенческого. Основной этап констатирующего эксперимента состоял в изучении особенностей названных компонентов представлений о семье у старшеклассников. Были установлены уровни и критерии их развития по каждому компоненту. В процессе констатирующего эксперимента было установлено, что когнитивный компонент представлений старшеклассников о семье характеризуется: неполным осознанием старшеклассниками функций семьи; ориентированность на равноправие в хозяйственно-экономических отношениях; поверхностными представлениями о качествах, необходимых для счастливой семейной жизни; расхождениями в определении идеальных мужа и жены; ограниченными представлениями об организации семейной жизни, о правах и обязанностях супругов, материально-бытовой организации семейной жизни, способах проведения семьей свободного времени; направленностью на создание интимно-личностного союза как основной цели брака. Эмоционально-оценочный компонент представлений старшеклассников о семье характеризуется положительным отношением к семейной жизни, к детям, к лицам противоположного пола, критическим восприятием семейной жизни своих родителей и идентификацией себя с родителями того же пола. При этом юноши больше стремятся быть похожими на отца и выбрать жену, похожую на мать, тогда как у девушек тенденция походить на мать и выбрать мужа, напоминающего отца, выражена слабее. На поведенческом уровне представлений о семье выделяются уровни идентификационного поведения (у юношей степень идентификации прасемьи с образом будущей семьи выражен сильнее) и стили реагирования личности в ситуациях семейных разногласий (девушки больше ориентированы на компромисс, а юноши на соперничество). На этапе формирующего эксперимента были определены пути, методы, приемы расширения представлений старшеклассников о будущей семье. На основе естественных форм учебной деятельности, связанных с формированием смысловой сферы личности, учитывая особенности юношеского возраста, нами была разработана новая обучающая программа “Основы семейной жизни”. Программа “Основы семейной жизни”, состоит из двух частей: теоретической (24 занятия) и практической (21 занятие). Основное внимание мы уделяли тренинговой форме работы, так как она имеет ряд преимуществ и позволяет воздействовать на все три компонента представлений о будущей семейной жизни - когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий - одновременно. В ее основу были положены базовые методы тренинга: групповая дискуссия, ситуационно-ролевые игры и техники невербального взаимодействия. Отличительной особенностью программы тренинга “Основы семейной жизни” является сочетание в себе техник разных психологических школ: гештальт-терапии, Т-групп, психодрамы и т.д., объединенных одной целью - формирование адекватнных представлений о будущей семейной жизни. Для сравнительного анализа данных использовались показатели испытуемых экспериментальных и контрольных групп. Анализ результатов проведенного формирующего эксперимента показал, что разработанная нами обучающая программа “Основы семейной жизни” является достаточно эффективной. Когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты представлений о будущей семье у старшеклассников получили значимые изменения. ua
dc.description.abstract The dissertation deals with the results of theoretical and experimental study of psychological peculiarities of process of forming senior students’ ideas of their future families. The notion “the idea of family” is extended and deepened. The process of role – sexual identification is scientifically grounded as the main mechanism of forming senior students’ ideas of their future families. The structure of ideas of future families (cognitive, emotional and behaviour components) is determined. The criteria (the awareness of the family functions, the identification of parents’ family with future family, identification behaviour, the ways of family conflicts solving), the indicators (the change of semantic expanses), the levels of knowledge (insufficient, satisfactory, sufficient) and the levels of identification (low, middle, high) of senior students’ ideas of their future families are defined. The program of an active purposeful socio – psychological education that promotes role – sexual identification weakening in the family and widening of future family ideas components is worked out and scientifically substantiated. ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher Видавництво ХДУ ua
dc.subject сім’я ua
dc.subject функції сім’ї ua
dc.subject ранній юнацькій вік ua
dc.subject уявлення про сім’ю ua
dc.subject статево-рольова ідентифікація ua
dc.subject активне соціально-психологічне навчання ua
dc.subject семья ua
dc.subject функции семьи ua
dc.subject ранний юношеский возраст ua
dc.subject представления о семье ua
dc.subject активное социально-психологическое обучение ua
dc.subject family ua
dc.subject family’s functions ua
dc.subject adolescent age ua
dc.subject ideas about family ua
dc.subject active social psychological training ua
dc.subject.classification 159.922.8: 316.614.5 ua
dc.title Особливості формування уявлень про майбутню сім'ю у старшокласників ua
dc.type Other ua


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу