Цифровий репозитарій
Українського державного університету
імені Михайла Драгоманова

Історико-методичний аналіз розвитку технології розв'язування фізичних задач у середній загальноосвітній школі

ISSN: 2310-8290

Показати скорочений опис матеріалу

dc.contributor.author Волошина, Алла Костянтинівна
dc.date.accessioned 2017-09-20T08:10:41Z
dc.date.available 2017-09-20T08:10:41Z
dc.date.issued 2001
dc.identifier.citation Волошина А. К. Історико-методичний аналіз розвитку технології розв'язування фізичних задач у середній загальноосвітній школі : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Алла Костянтинівна Волошина ; наук. кер. О. В. Сергєєв ; Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова. - Київ, 2001. - 17 с. ua
dc.identifier.uri http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/15652
dc.description.abstract У дисертації науково обгрунтована концепція сучасної методики розв’язування і складання фізичних задач у середній загальноосвітній школі України як наукової галузі знань і аспекту шкільної практики. Дослідження розгортає нові сторінки в історії розвитку вітчизняної методичної думки. Вперше проаналізовано процеси зародження, становлення і розвиток задачного підходу до навчання фізики в історичному аспекті з урахуванням механізмів соціальної економічної і гносеологічної детермінації. Досліджуються інноваційні процеси в дидактиці фізики на засадах інтегративної тенденції наукового знання, як генеративний чинник розвитку методики розв’язування і складання фізичних задач у якості найважливішого компоненту сучасних дидактичних технологій. Концептуально розглянуті перспективи, тенденції й основні напрямки розвитку методики розв'язування і складання фізичних задач. На основі проведеного дослідження розроблено спецкурс для студентів фізико-математичного факультету "Сучасна теорія і методика розв'язування фізичних задач в історичному аспекті". ua
dc.description.abstract Диссертация посвящена истории развития технологии решения и составления физических задач в средней общеобразовательной школе Украины. Историческое обновление содержания дидактики физики, трансформация традиционной философии образования и образовательной политики стимулирует соответствующую трансформацию современных учебновоспитательных технологий, методологическая ориентация которых на развитие личности обуславливает особенную роль использования физических задач в учебном процессе. Задачный подход, как разновидность системного подхода, отвечает задачам современного физического образования: оснащение учащихся инструментами научного познания природы и рациональным методологическим подходом к учебно-познавательной и практической деятельности; развитие интеллектуальных и поисково-творческих способностей учащихся средствами физики для самостоятельного овладения знаниями; ознакомление с методами теоретического и экспериментального исследования. Объективно оценить эту перспективную форму организации учебнопознавательной деятельности учащихся позволяет исторический подход, который требует историко-методических исследований, выполняющих роль теоретико-познавательной рефлексии, воплощающей наряду с критическим и эвристический принцип, что позволяет ей выступать двигательной силой развития методики решения физических задач, что обуславливает актуальность выбранной темы. Синтез структурно-синхронического и генетически-диахронического методов исследования в историческом познании методики решения физических задач дало возможность изучить генезис функций и структур дидактической теории и практики, их развития, и в то же время позволило понять их современное состояние как закономерно обусловленное. На основании историко-методического анализа учебных, методических и научных источников нами были составлены вспомогательные таблицы, которые послужили основой для систе- матизации объемного исторического материала, документально фиксирующего развитие задачного подхода в обучении физике на протяжении почти трех столетий. Применение системы историко-методических законов позволило построить модель методики решения физических задач как функционирующую и развивающуюся открытую динамическую систему. В соответствии с методологией исторического познания вся история методики решения физических задач была структурирована на шесть периодов и три эпохи, что позволило выявить закономерности генезиса, эволюции и развития задачного подхода в обучении физике. Всесторонне и основательно по периодам описаны дидактические цели, методы, организационные формы, технологии решения физических задач. Нами была научно обоснована концепция современной методики решения и составления физических задач в средней общеобразовательной школе Украины как научной области знаний и аспекта школьной практики. Исследование открывает новые страницы истории развития отечественной средней школы. Впервые на основе систематизированных историко-методических источников проанализированы процессы зарождения, становления и развития задачного подхода к обучению физики в историческом аспекте с учетом механизмов социально-экономической и гносеологической детерминации. Исследуются инновационные процессы в дидактике физики на основе интегративной тенденции научного знания, как генеративного фактора развития методики решения и составления физических задач в качестве важнейшего компонента современных дидактических технологий. Концептуально рассмотрены перспективы, тенденции и основные направления развития методики решения и составления физических задач, место и роль физических задач в инновационных технологиях обучения.. На основе проведенного исследования разработан спецкурс для студентов – будущих учителей физики "Современная теория и методика решения физических задач в историческом аспекте". В принципиально новых социально-економических условиях продолжается дальнейшее расширение и углубление концепции содержания, дидактических функций, цели учебных физических задач и их классификации (табл.1) на основе интеграции базисных составляющих научных дисциплин (рис.1). Теперь, кроме традиционных образовательных функций, то есть а) иллюстрации теоретического физического материала; б) приемы и методы обучения; в) методологические и мировоззренческие функции; г) источник новых знаний, появляются новые функции, основанные на деятельностном подходе и направленные на развитие творческого потенциала личностиі: 1) развитие познавательной активности и самостоятельности учеников; 2) реализация идей развивающего обучения, что приводит к повышению интеллектуальных и творческих способностей; 3) формирование стиля физического мышления; 4) глубокое усвоение физических знаний на уровне их творческого применения; 5) интегративные функции с блоками естественно-математических и гуманитарных дисциплин по целям, содержанию, структурой, формами методами обучения; 6) важнейший компонент культуры современного человека в формировании умственных стратегий и экологического мышления; 7) овладение методами экспериментального и теоретического обучения, познания и мышления; 8) овладение опытом, чертами, процедурами творческой деятельности. ua
dc.description.abstract In the dissertation is scientifically founded conception of modern methods solving and making physical problems in secondary school in Ukraine as scientific region of knowledge and aspect of school practice. Scientifical research represents new information about the achievement of native methodical science. First, it is analyzed process of conception, becoming and development of task methods of teaching Physics in historical aspect taking in to account of mechanism of social and economic and gnosiological determination. Innovation process in physical methods on the basis of integrative trends of scientific knowledge as generator factor of development of methods solving and making physical problems as important component of modern didactical technology of tutoring were researched. Conception considers perspective, tendency and mane directions of development of methods solving and making physical problems. On base research was elaborated the course for students of physical and mathematical faculty "Modern theory and methods solving physical problems in historical aspect". ua
dc.language.iso uk ua
dc.publisher ДП "Будинок Преси" м. Бердянськ ua
dc.subject історико-методичний аналіз ua
dc.subject історична зумовленість ua
dc.subject розвиток методів ua
dc.subject технології ua
dc.subject форм розв’язування та складання фізичних задач ua
dc.subject зародження ua
dc.subject становлення та розвиток вітчизняної методики фізики ua
dc.subject тенденції ua
dc.subject историко-методический анализ ua
dc.subject историческая обусловленность ua
dc.subject развитие методов ua
dc.subject технологий ua
dc.subject форм решения и составления физических задач ua
dc.subject зарождение ua
dc.subject становление и развитие отечественной методики физики ua
dc.subject тенденции ua
dc.subject historical and methodical analysis ua
dc.subject historical condition ua
dc.subject development of methods ua
dc.subject technology ua
dc.subject form of solving and compiling physical problems ua
dc.subject conception ua
dc.subject becoming and development of native physics’ methods ua
dc.subject tendency ua
dc.subject.classification 53(07)(09) ua
dc.title Історико-методичний аналіз розвитку технології розв'язування фізичних задач у середній загальноосвітній школі ua
dc.type Other ua


Долучені файли

Даний матеріал зустрічається у наступних фондах

Показати скорочений опис матеріалу