DSpace at library NPU Dragomanova » Науковий часопис Національного педагогічного університету імені М.П. Драгоманова » Серія 03. Фізика і математика у вищій і середній школі » Випуск 14 »

Please use this identifier to cite or link to this item: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/15564
Title: Методи та форми організації навчання математики, спрямовані на активізацію пізнавальної діяльності учнів класів гуманітарних профілів
Authors: Шишенко, І. В.
Keywords: активізація пізнавальної діяльності
учні-гуманітарії
урок математики
активизация познавательной деятельности
учащиеся-гуманитарии
урок математики
activation of cognitive activity
students-humanities
math lesson
Issue Date: 2014
Publisher: Вид-во НПУ імені М. П. Драгоманова
Citation: Шишенко, І. В. Методи та форми організації навчання математики, спрямовані на активізацію пізнавальної діяльності учнів класів гуманітарних профілів / І. В. Шишенко // Науковий часопис Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова. Серія 3 : Фізика і математика у вищій і середній школі : зб. наук. праць. – Київ : Вид-во НПУ імені М. П. Драгоманова, 2014. – Вип. 14. – С. 118-126.
Abstract: У статті розглянуто проблему активізації процесу навчання математики учнів, які обрали навчання у класах гуманітарних профілів. Відповідно до психолого-педагогічних особливостей цих учнів, що проявляються у процесі вивчення математики, виокремлено окремі групи учнів-гуманітаріїв. Акцентується увага на тому, що доцільно дібрані форми і методи та прийоми навчання математики забезпечуватимуть формування та розвиток пізнавальних інтересів, активності та самостійності учнів класів гуманітарних профілів у процесі навчання математики.
Образовательные технологии, используемые в процессе обучения математике учащихся классов различных профилей, должны быть ориентированы на разные уровни обоснованности, обобщенности, абстрактности знаний, быть направлены на развитие различных видов деятельности старшеклассников с различными ведущими типами мышления и с разной направленностью интересов. В статье рассмотрена проблема активизации процесса обучения математике учащихся, выбравших обучение в классах гуманитарных профилей. Учащиеся-гуманитарии существенно отличаются от учащихся других групп не только направленностью интересов, но и спецификой протекания психических процессов. Считаем, что учащиеся-гуманитарии – это прежде всего учащиеся, изучающие математику на уровне стандарта, и частино учащиеся, изучающие математику на академическом уровне. Были подчеркнуты следующие психолого-педагогические особенности изучения предметов естественно-математического цикла учащимися-гуманитариями: мышление образами, а не абстрактными конструкциями, всегда нужны наглядные примеры в ходе изучения нового материала; неадекватное восприятие графиков функций, математических формул или записи определений и теорем с помощью символов; при воспроизведении формулировок определений или доказательств теорем часто отсутствует глубокое понимание изученного, учащиеся воспроизводят их, «как стихи», часто старшеклассники не способны привести фрагмент доказательства теоремы или составить его план; пояснения к задачам всегда развёрнуто, не лаконичное; учащиеся-гуманитарии часто нуждаются в индивидуальных консультациях и помощи учителя в учебной деятельности, наиболее заинтересованы в заданиях вроде: «Составить реферат», «Подготовить сообщение».Согласно психолого-педагогическим особенностям этих учащихся, которые проявляются в процессе изучения математики, выделены следующие группы учащихся классов гуманитарных профилей: «успешные учащиеся», «учащиеся гуманитарного склада мышления», «учащиеся с гуманитарным уклоном». Подчеркиваем, что для выделенных групп учащихся классов гуманитарных профилей целесообразно делать акценты на развитии: 1) познавательной самостоятельности для «успешных учащихся»; 2) познавательной активности для «учащихся гуманитарного склада мышления»; 3) познавательного интереса для «учащихся с гуманитарным уклоном». Акцентируется внимание, что целесообразно подобранные формы и методы и приемы обучения математике обеспечивают формирование и развитие познавательных интересов, активности и самостоятельности учащихся классов гуманитарных профилей в процессе обучения математике. В статье более подробно рассмотрена такая форма организации учебной деятельности учащихся классов гуманитарных профилей в процессе обучения математике как урок-психологический тренинг, а также иллюстрируются на примерах некоторые указанные приёмы обучения математике учащихся этих классов.
The article discusses the problem of activating the process of teaching mathematics students who chose to study in humanities classes. According to the psychological and pedagogical features of this pupils that implicit in the study of mathematics author has identified the following groups of students grade humanities «students Excellent», «students humanitarian composition», «students with a humanitarian bias». The attention that it appropriate forms and selected methods and techniques of teaching mathematics provide formation and development of cognitive interest, activity and independence of classes humanities students in learning mathematics.
URI: http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/15564
Appears in Collections:Випуск 14

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Shyshenko.pdf396.67 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.