ISSN: 2310-8290
Показати скорочений опис матеріалу
dc.contributor.author | Михайловська, Галина Олександрівна | |
dc.date.accessioned | 2017-09-08T10:17:57Z | |
dc.date.available | 2017-09-08T10:17:57Z | |
dc.date.issued | 2001 | |
dc.identifier.citation | Михайловська Г. О. Теорія і практика формування комунікативно-мовленнєвих умінь в учнів 5 - 9 класів у процесі вивчення російської мови : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 / Галина Олександрівна Михайловська ; наук. конс. Є. П. Голобородько ; Нац. пед. ун-т ім. М. П. Драгоманова. — К., 2001. — 36 с. | ua |
dc.identifier.uri | http://enpuir.npu.edu.ua/handle/123456789/15432 | |
dc.description.abstract | Дисертація присвячена питанням формування комунікативно-мовленнєвих умінь у процесі вивчення російської мови. У роботі розвивається новий напрям, який базується на концепції комунікативної спрямованості навчання мови. Охарактеризована система формування комунікативно-мовленнєвих умінь в учнів 5-9 класів шкіл з російською мовою навчання, висока ефективність якої обґрунтована теоретично і підтверджена практично. Основні результати дослідження знайшли втілення в проектуванні нових програм з російської мови для шкіл з російською мовою викладання. | ua |
dc.description.abstract | Диссертация посвящена вопросам формирования коммуникативно-речевых умений в процессе изучения русского языка в 5-9 классах школ с русским языком обучения. В исследовании развивается новое направление, основанное на концепции коммуникативно-ориентированного обучения языку. Разработаны теоретические основы формирования коммуникативно-речевых умений: лингвистические, психологические, дидактические. Выявлены психолого-педагогические условия, определяющие построение методической системы формирования указанных умений. Предлагаемая система характеризуется 1) коммуникативно-речевой направленностью отбора теоретических сведений о языке, 2) ориентированностью типологии упражнений на формирование коммуникативно-речевых умений при усвоении языковых тем, 3) коммуникативным подходом к контролю уровня сформированности разных видов речевой деятельности. Отбор теоретического материала произведен на основе учета коммуникативной предназначенности языковых единиц, трудностей усвоения знаний и формирования коммуникативно-речевых умений в условиях украинско-русской языковой среды, методической достаточности сведений о языке для развития различных видов речевой деятельности, необходимости дополнительных сведений о языке, обеспечивающих системную работу по развитию речи, начиная с 5 класса, повторяемости определенной части теоретических сведений, усвоенных на предыдущих этапах обучения. Научно обоснованная система упражнений построена в соответствии с этапами психологического процесса усвоения знаний: восприятие и осмысление нового материала; закрепление и углубление знаний, формирование определенных умений и навыков; применение знаний, умений и навыков в нестандартных условиях. Такой подход реализован путем использования трех групп упражнений: комплексных, предречевых и речевых. Основная цель комплексных упражнений состоит в создании условий для усвоения конкретной языковой единицы, ее значения, формы, функции, способов образования и употребления в речи. На этапе осмысления нового материала упражнения формируют умения воспринимать, оценивать коммуникативную роль, функционально-стилистические особенности, выразительные возможности изучаемого языкового явления в речи на основе выявления информативного содержания текста, его замысла, типа и стиля речи. Задания этих упражнений совмещают действия, направленные на формирование механизмов слушания, чтения, говорения, письма, с аналитико-синтетическими операциями (обнаружение изучаемого явления, группировка, классификация и др.). Для формирования предречевых умений и навыков (произносительных, лексических, грамматических, правописных) разработаны имитационные, конструктивные и трансформационные упражнения. Имитационные упражнения предназначены для выработки навыков произношения отдельных слов, грамматических форм, интонирования синтаксических конструкций. В задачу конструктивных упражнений входит обогащение активного словаря и грамматического строя речи учащихся. Трансформационные упражнения обеспечивают условия для уместного использования изучаемых языковых единиц в речи. Значительное место в работе по формированию коммуникативно-речевых умений отводится упражнениям-переводам. Особое внимание уделяется заданиям, направленным на обучение школьника выбору слов, адекватных коммуникативной установке. Речевые упражнения ориентируют учащихся на слушание, чтение, говорение, письмо. На- званные упражнения выполняют в исследуемых условиях важную функцию – обеспечивают восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной (диалогической и монологической) и письменной речи с учетом требований ситуации общения и в соответствии с нормами литературного языка. В исследовании установлены основные критерии оценки владения языком в устной (диалогической, монологической) и письменной речи для учащихся школ с русским языком обучения. К ним относятся социопрагматический, языковой и речевой. Социопрагматический критерий направлен на выявление способности учащегося воспринимать, воспроизводить и создавать высказывания в устной и письменной форме с учетом требований речевой ситуации. Языковой критерий определяет языковую правильность высказывания, уместность языкового оформления. В соответствии с речевым критерием высказывание оценивается со стороны содержания (адекватность теме, полнота и правильность раскрытия основной мысли), логичности и последовательности изложения, лексического и грамматического разнообразия языковых средств, композиционного оформления. Основные результаты исследования нашли применение в проектировании новой программы по русскому языку для школ с русским языком обучения. Ключевые слова: язык, речь, виды речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение, письмо), коммуникативно-речевые умения, речевая ситуация, текст, выбор слов, коммуникативно-деятельностный, коммуникативное задание. | ua |
dc.description.abstract | The investigation is devoted to the problems of formation of the communicative-speech habits in the process of Russian language study. A new trend is developed which is based on the conception of the communicatively oriented methods in language teaching. A new system of the work on formation of communicative-speech skills of the pupils of the 5 th - 9 th forms with the Russian language teaching, the high effectiveness of which is theoretically grounded and practically confirmed. The fundamental results of the research have found an application in planning a program for schools with Russian language teaching. | ua |
dc.language.iso | uk | ua |
dc.subject | мова | ua |
dc.subject | мовлення | ua |
dc.subject | види мовленнєвої діяльності (аудіювання, читання, говоріння, письмо) | ua |
dc.subject | комунікативно-мовленнєві вміння | ua |
dc.subject | мовленнєва ситуація | ua |
dc.subject | текст | ua |
dc.subject | вибір слів | ua |
dc.subject | комунікативно-діяльнісний | ua |
dc.subject | комунікативне завдання | ua |
dc.subject | language | ua |
dc.subject | speech | ua |
dc.subject | types of speech activity (listening comprehension, reading, speaking, writing) | ua |
dc.subject | speech skills | ua |
dc.subject | speech situation | ua |
dc.subject | text | ua |
dc.subject | selection of words | ua |
dc.subject | communicative-active | ua |
dc.subject | communicative task | ua |
dc.subject.classification | 414.0-3: 415.0-3 | ua |
dc.title | Теорія і практика формування комунікативно-мовленнєвих умінь в учнів 5 - 9 класів у процесі вивчення російської мови | ua |
dc.type | Other | ua |