В статье описаны возможности использования
метафорических ассоциативных карт (МАК) в психологической работе с детьми. МАК
рассмотрены автором как один из экологичных экспресс-методов в психологической работе с
детьми, которые являются одной из наиболее уязвимых и незащищенных категорий населения
современной Украины. МАК представлены в статье как разновидность проективных методов с
присущими им особенностями и спецификой; описаны достоинства ассоциативных карт как
инструмента работы практического психолога. В качестве одного из критериев для
классификации МАК выделена возможность использования их в психологической и
психотерапевтической работе с разными возрастными группами, в частности, с детьми.
Автором предложен способ систематизации ассоциативных карт в зависимости от направления
психологической работы с детьми (не учитывалась условная универсальность каждого набора
МАК, а также возможность их использования в разного рода развивающей и игровой
деятельности): работа с детско-родительскими отношениями; проработка Я-образов и образов
Другого, различных эмоциональных состояний; работа с детьми, пострадавшими в результате
военных действий, террористических актов, природных катастроф, детьми, переживающими
утрату близких и др.; работа с негативными неосознаваемыми состояниями, страхами и снами;
работа с ресурсными состояниями. Описан опыт использования метафорических
ассоциативных карт в психологической работе автора статьи с детьми, пострадавшими в
результате боевых действий в Украине. Статья может быть полезна детским практическим
психологам.
У статті описані можливості використання метафоричних
асоціативних карт (МАК) у психологічній роботі з дітьми. МАК розглянуто автором як один з
екологічних експрес-методів у психологічній роботі з дітьми, які є однією з найбільш уразливих і
незахищених категорій населення сучасної України. МАК представлено в статті як різновид
проективних методів із властивими ним особливостями й специфікою; описані переваги
асоціативних карт як інструмента роботи практичного психолога.
У якості одного із критеріїв для класифікації МАК виділено можливість використання їх у
психологічній і психотерапевтичній роботі з різними віковими групами, зокрема, з дітьми.
Автором запропонований спосіб систематизації асоціативних карт залежно від напрямку психологічної роботи з дітьми (не враховувалася умовна універсальність кожного набору МАК, а
також можливість їхнього використання в різного роду розвиваючій та ігровій діяльності): робота
з дитячо-батьківськими стосунками; робота з Я-образами та образами Іншого, з різними
емоційними станами; робота з дітьми, що постраждали в результаті бойових дій, терористичних
актів, природних катастроф, дітьми, що переживають втрату близьких та ін.; робота з
негативними неусвідомлюваними станами, страхами й снами; робота з ресурсними станами.
Описано досвід використання метафоричних асоціативних карт у психологічній роботі
автора статті з дітьми, що постраждали в результаті бойових дій в Україні.
The article is focused on the possibility of use the Metaphoric Cards in the work of
psychologists with children. Author consider Metaphoric Cards as one of the express methods in the
psychological work with children, who are one of the most vulnerable and not protected categories of
the population of modern Ukraine.
The Metaphoric Cards are described as a version of projective methods. The author describes
the advantages of the associative cards as tool of work of the practical psychologists.
The author identified as one of criteria for classification of Metaphoric Cards the possibility of
their use in psychological and psychotherapeutic work with different age groups, particularly with
children.
The author suggests a method of systematization of associative cards depending on the
aspect of psychological work with children (the conditional universality of each set the Metaphoric
Cards and also possibility of their use in different types of educational and play activities was not
taken in attention): parent-child relationships; study of self-image and the images of Other, different
emotional states; work with children affected by military operations and terrorist acts, natural
disasters; the work with children experiencing bereavement, etc.); work with unconscious negative
states; work with resource. The psychologists working with children can solve the diagnostic and
therapeutic tasks by using the Metaphoric Cards.
Author describe own experience of use the Metaphoric Cards in work with children, who have
suffered as a result of fighting in Ukraine.
The article may be useful for practical psychologists working with children.